Найти тему
Лекторий «Прямая речь»

Невроз от чистописания

Прописи — это необходимость вырабатывать аккуратный, универсальный, читаемый почерк. Мы все знаем, как важна для ребёнка моторика, особенно мелкая моторика, для его развития. Очень важна. Представьте себе, что сидит ребёнок, собирает LEGO, играет в какой-то компьютер — это правда важно и для пальцев, и для мозгов, и для развития его креативности, какими бы наивными и примитивными вещами он сейчас ни занимался.

Представьте себе, что рядом сидит взрослый и говорит: «Скорее, поаккуратней, так не ставится эта деталька». Наверное, даже этого краткого руководства достаточно, чтобы привести ребёнка к неврозу.
Почерк — это гораздо более интимный фактор, чем конструктор. Недаром же говорят, что по почерку очень много чего можно о человеке сказать. Очень-очень важно, чтобы у ребёнка была возможность развивать свой почерк. Необходимость писать так, чтобы тебя могли прочесть — это необходимость, с которой ему правильно столкнуться самому. Пусть он сам, убедившись, что тот, кому он хотел адресовать свои каракули, не разобрался, — будет пытаться как-то подстраиваться. Это будет позитивным развитием.

А требование писать по линеечкам, косо, достаточно округлые дуги и так далее — это такое же варварство, как если бы в школах вырабатывали у детей универсальную походку. Буквально. Это не метафора и не ирония. Представьте, что разных людей, разных детей приучали бы одинаково двигаться.

Мы с вами не можем претендовать на революцию в начальной школе, и совсем вывести ребёнка из-под этого удара мы не можем. Но мы можем быть или дополнительным проводником это удара, или щитом. Что значит быть «дополнительным проводником» — это понятно. Это тыкать ребёнка в этот его листок испачканный чернилами со словами: «Кто это может прочесть?!»

А что значить «быть щитом»? Это значит сказать ему: «Знаешь, пиши как можешь, пиши как хочешь, это очень важно — чувствовать свободу рукописи. Да, учительница будет ругать. Жаль. Но если хочешь, чтобы тебя меньше ругали, постарайся, может быть, ей угодить». Надо безо всякого взрослого ханжества называть вещи своими именами: ребёнку это не нужно. Это нужно учительнице.

Психолог Александр Колмановский