Конец 1920 – начало 1930-х гг. – самый странный период в истории российских университетов. По крайней мере, это касается учебных планов. В новом советском университете резко выросло число студентов. Потребность в квалифицированных кадрах также была очень высокой. Поэтому правительство искало способы ускорить и упростить образовательный процесс.
В США эту проблему пытались решить в начале XX в., были разработаны методы индивидуального и лабораторного обучения, которые получили названия «дальтон-план». В Советском союзе некоторые идеи американских педагогов заимствовали. Так появился бригадный метод. В 1920-х его пытались применять в некоторых школах и университетах Советского союза.
В вузах студентов разделяли на группы по пять человек. У каждой группы был свой студент-бригадир. Лекции не читали. Каждая бригада должна была самостоятельно готовиться по заданной теме, а преподаватель – оценивать результат их «исследования» на зачёте. Причём от лица бригады выступал только один человек. От его знаний зависела общая оценка. Ответил бригадир хорошо – все молодцы, не смог ответить – все получают низший бал.
Бригадная система должна была воспитать в учениках дисциплину и способность самостоятельно мыслить. Предполагалось, что сильные ученики будут подтягивать слабых, а педагог – лишь контролировать процесс. И да, немаловажно, что этот метод позволял ученикам совмещать учёбу и работу на предприятиях.
Но результат оказался удручающим. Многие студенты радостно забросили учёбу (всё равно оценка зависит только от бригадира). Отсутствие лекций дисциплине не помогало. Целые бригады подолгу не появлялись в университете. Некоторые старые преподаватели пытались игнорировать систему. Они ставили оценки персонально и даже читали лекции. За что партийные активисты из числа студентов регулярно обвиняли их в реакционности и «недостаточной сознательности». Партийцы требовали уделять больше внимания слабым студентам, а сильных называли «выскочками».
В феврале 1931 г. бригады распустили и университет вернулся к классической системе лекционных и семинарских занятий. Поразительно, но даже в хаосе педагогических экспериментов 1920-х гг. многие студенты смогли получить знания и стать настоящими учеными. Так в1926-1931 гг. в Казанском Государственном университете учился Е.К. Завойский. Впоследствии он откроет электронный парамагнитный резонанс, будет участвовать в советском атомном проекте, восемь раз он будет номинирован на Нобелевскую премию по физике и один раз – по химии.
А узнать больше об истории университетской культуры XIX-XX вв. вы можете в социальных сетях и на сайте проекта «Университет во времени», который делают сотрудники Научной библиотеки Казанского федерального университета.
Автор текста: Ротов Иван