§ 1. Необходимые факторы.
п. 1.1. Наличие у игрока минимума информации о бильярде.
Что мы понимаем под этим минимумом?
Очевидно, чтобы хоть как-то играть в бильярд необходимы элементарные навыки (как держать кий, как стоять у стола, как бить по шарам), которые приобретаются не только во время игры, но и из соответствующей литературы, а также из наблюдений за игрой других.
Другими словами, Вы знаете как надо играть, но у Вас пока, может быть, не всё получается. То есть Ваш «внутренний компьютер» (Ваш мозг, Ваше подсознание) имеет достаточно информации для того, чтобы руководить Вашими действиями у бильярдного стола.
Кстати, довольно много полезной информации можно получить просматривая бильярдные турниры по телевизору (благо сейчас такие турниры постоянно показывают по спортивным каналам), или играя в бильярд на личном компьютере (игровых программ в настоящее время создано несколько десятков). Причём, совершенно не важно какой турнир Вы смотрите по телевизору: по Снукеру, Пулу, Карамболю, или Русскому бильярду, общие технические приёмы везде одни и те же.
Таким образом, одним из необходимых факторов «включения» состояния «в ударе» является Ваша информированность об игре. Если человек никогда не видел, как играют в бильярд, а тем более,
ни разу не держал в руках кий, то состояние «в ударе» у него вряд ли получиться (в чём-то другом, может быть, но в бильярде - никогда).
п. 1.2. Необходимость творческой, эмоциональной натуры.
Наличие этого фактора, как необходимого для состояния «игрок в ударе», кому-то покажется спорным, однако, существует много примеров (в том числе, и из Вашего опыта), когда творческий эмоциональный игрок бывал в состоянии «в ударе» гораздо чаще игрока «примитивного». Извините, не хотел никого обидеть, но в бильярдную приходят разные люди.
Почему в бильярде так важно творческое начало? Почему большое значение имеет эмоциональность игрока?
Во-первых, потому что бильярд - это игра интеллектуальная, творческая. Бильярд - это шахматы в движении. Даже если пока Ваш игровой уровень не так высок, Вам, тем не менее, приходится постоянно думать, постоянно выбирать и анализировать.
Во-вторых, эмоциональный игрок легче концентрируется на игре, умеет радоваться своим маленьким победам, у него выше уровень мотивации. Поэтому ему легче «войти» в состояние «в ударе», по крайней мере, вероятность этого «вхождения» у него выше.
Творческий, эмоциональный человек и играть будет творчески, с интересом и азартом.
Вот Вам, если хотите взаимосвязь факторов: эмоциональность (творчество) — умение по-настоящему радоваться — состояние «в ударе».
За примером далеко ходить не надо. Почитайте биографию Анатолия Ивановича Немана, более творческого человека, как в жизни, так и в бильярде, в то время (19 век) трудно было найти. Судя по его описанию состояния «в ударе», он сам много раз «побывал» в нём, к тому же, он один из первых теоретиков Русского бильярда, который очень ярко описал это волшебное состояние.
§ 2. Способствующие факторы, п. 2.1. Технический уровень игрока.
Чем выше класс игрока, тем чаще он бывает «в ударе». «Само собой разумеется» - скажете Вы, ведь классному, опытному игроку проще полностью погрузиться в игру (максимально сконцентрироваться), к тому же, он адекватно оценивает свои силы и умеет необходимым образом мотивировать себя.
Кстати, мне интересно понять, как игроки неопытные (любители) «попадают» в состояние «в ударе», нежели чемпионы. С чемпионами более менее всё ясно, хотя и не до конца.
Думаю, что при соответствующей, современной психологической подготовке чемпиону не составит большого труда быть часто «в ударе».
Например, на последнем чемпионате мира по Русскому бильярду почти 60% игр закончились с кия (один подход к столу).
Это не случайно, так как технический уровень всех игроков очень высок и примерно равен, а выигрывают те, у кого психологическая подготовка лучше. Поэтому, можно смело утверждать, что на турнирах такого уровня идёт сражение бильярдных психологов.
А вот, что касается неопытных игроков (любителей), которые время от времени «попадают» в состояние «в ударе», то этот феномен очень интересен. Надеюсь, что эта книга хоть чуть-чуть приоткроет тайну этого удивительного феномена. Итак, вывод: высокий технический уровень без сомнения является сопутствующим фактором «вхождения» игрока в состояние «в ударе».
п. 2.2 Независимость от уровня игры.
Без сомнения, любой бильярдист, как новичок, так и опытный игрок имеет в своей игровой практике опыт нахождения «в ударе», хотя бы один раз. Причём, что самое удивительное, - это состояние действительно не зависит от класса игры.
Приведу пример из собственной игровой практики. Было это в далёком 1984 году. Мне было тогда 26 лет, после окончания Томского Государственного университета я работал в одной из его лабораторий научным сотрудником. В 60-ти километрах от города на реке Оби у Университета была база отдыха сотрудников, которые каждое лето там проводили отпуск. Надо сказать, что это было лучшее место на всём побережье - представьте песчаный берег, высокие сосны, среди которых стояли небольшие домики, рассчитанные на одну семью. Вся элита Университета с большим удовольствием проводила там два летних месяца за символическую, по тем временам, плату. Совершенно случайно я попал в обслуживающий персонал базы отдыха (работал экспедитором по доставке продуктов из города на базу), и проработал в этом качестве три лета. Но речь не об этом. На базе отдыха был великолепный большой бильярдный стол, хорошие (не битые) шары и два приличных кия. Каждый день в бильярдной собиралось человек пятнадцать-двадцать любителей покатать шары, был среди них и я. Уровень игры всех этих профессоров и доцентов был совершенно разный, от любителей до игроков хорошего класса. Устраивалась живая очередь и мы играли друг с другом на вылет (выиграл - играй дальше, проиграл - становись в очередь). Играли просто так - без денег.
Я больше проигрывал, чем выигрывал, так как только-только делал первые шаги на большом бильярде. Конечно, я понятия не имел, что шары можно подкручивать (левые боковики, правые боковики), не знал, что такое откат или отыгрыш. Так как я выигрывал нечасто, то больше времени наблюдал, как играют другие. Из всей публики, катающей шары, запомнились два ярких персонажа - это профессор Ходар (не путать с Ходорковским), которому тогда было уже лет 80. Он долго целился, ловил момент, когда руки переставали трястись, бил и почти всегда на тихом точном ударе посылал шар в лузу. Когда ситуация не позволяла положить верный шар, он отыгрывался, выжидал. Чувствовалось, что когда-то он был классным игроком.
Второй персонаж более яркий - это доцент Ушаков, которому тогда было лет 50. Все за глаза называли его «Адмиралом», может быть из-за внешнего сходства со знаменитым Ушаковым, а может быть, из-за фамилии, это неважно.
Адмирал был лучшим игроком из всей публики. Играл он красиво, дерзко, разухабисто; загонял шары в лузу исключительно на сильном ударе, с умопомрачительной подкруткой. Адмирал просто ввинчивал шары в лузы. Естественно, он всегда выигрывал и уходил из бильярдной, только тогда, когда обыгрывал всех подряд. И так каждый день. Были такие игроки, которые, зная результат заранее, просто боялись с ним играть. Я с Адмиралом играл часто, проигрывая почти всегда всухую.
Но была одна единственная партия за три года, которую я помню до сих пор. Адмирал в тот день, как всегда обыгрывал всех, и вот настала моя очередь быть мальчиком для битья.
Владимир Михайлович Ушаков (так кажется его звали), он же Адмирал, снисходительно посмотрел на меня, установил пирамиду (он всегда ставил пирамиду сам; это я теперь понимаю, что это очень важно), взял кий и очень сильно, я бы сказал самоуверенно и очень нагло, расколотил пирамиду на всю поляну. К моему счастью, все шары остались на поляне. Вы понимаете, что вариантов для атаки было предостаточно (мы всегда играли в Американку). Я взял кий, «погулял» вокруг стола, прикинул что к чему. И вдруг, в этот момент, что-то внутри меня «переключилось», я стал играть так, как не играл никогда. Я положит шесть шаров подряд на одном дыхании, снова походил вокруг стола. Публика в бильярдной замерла, Адмирал был белый от злости и только Ходар лукаво посмеивался.
Последним ударом я забил «штаны» (это когда в две боковые лузы падает «свой» и «чужой». Партия была сделана, причём всухую.
Все молчали и только Ходар посмотрел на меня и сказал: «Да! Это
поигроцки!» Что это было? Я думаю, что это было самое настоящее состояние «в ударе». Много лет после этого случая ничего подобного со мной не было. Конечно, потом я делал партии с кия, но это было на технике, да и игроки были слабее меня.
Что интересно, после этого позорного проигрыша, как считал Адмирал, он играл со мной уже совсем по-другому - осторожно, но всегда выигрывал.
Кто тогда, в 1984 году хоть что-то знал о психологии бильярда, об особом состоянии сознания, называемом «игрок в ударе»? Никто. Да я и сам не знал! В те времена в СССР такой науки, как психология просто не было.
Объяснение этого явления («игрок в ударе») не даёт мне покоя по сей день.
Я очень рад, что дожил до того дня, когда я хоть немного смог изучить хоть немного этот феномен - «игрок в ударе», и пишу об этом книгу. Спасибо Владимиру Михайловичу Ушакову - Адмиралу!
Из вышеописанного личного примера, я с уверенностью могу сделать вывод: состояние (явление, феномен) «игрок в ударе» не зависит от уровня игры. Как часто это состояние к Вам приходит? Это уже другой вопрос.
§ 3. Временные факторы.
п. 3.1. Внезапность «включения» и «выключения» состояния «игрок в ударе».
Состояние «игрок в ударе» может «посетить» Вас во время индивидуальной тренировки, во время игры с другом, во время какого-то турнира.
«Клапан», запускающий это состояние, открывается совершенно спонтанно, независимо от Вашего желания.
А может быть, мы просто пока не знаем механизма включения этого «клапана»? Однако, наука не стоит на месте и, психология в том числе, и поэтому, когда-нибудь эта тайна откроется.
Пока мне ясно одно, что этот феномен не что иное, как скрытые возможности человека, его, так сказать, потенциал, (внутренние ресурсы), как те-лепортация, или телекинез.
В психологии существует теория, по которой любой человек обладает невероятными способностями, но пока не может ими воспользоваться потому, что не понимает, что с ними делать и может
с их помощью навредить себе и другим. Другими словами, люди пока не готовы пользоваться своими скрытыми талантами.
Думаю, что состояние «в ударе» как раз и есть одна из этих скрытых возможностей.
Состояние «игрок в ударе» «приходит» внезапно и точно также исчезает. Невозможно находиться в этом состоянии продолжительное время.
У меня однажды было так: первые пять партий я проиграл, причём совершенно бездарно, затем неизвестно откуда и почему пришло озарение и я очень легко выиграл следующие пять партий (мы обычно играем до десяти побед. Ежу понятно, в течение полутора-двух часов я совершенно точно был «в ударе». Затем, по непонятной мне причине это состояние меня «покинуло» и я стал играть так, как я играю обычно. Шла упорная борьба с переменным успехом. Матч закончился, кажется со счётом 10:9 по партиям не в мою пользу.
Иногда состояние «в ударе» «приходит» на одну-две партии, иногда вообще не приходит. От чего это зависит? Почему невозможно хотя бы приблизительно знать сколько времени ты будешь в «ударе»? Почему механизм «включения» нельзя контролировать? Вопросов много. Думаю что, чем больше вопросов мы будем себе задавать, тем раньше доберемся до истины.
п. 3.2. Потеря адекватного чувства времени.
Ещё в 90-х годах прошлого века российским психологом В.В. Козловым было экспериментально доказано искажение восприятия времени в изменённых состояниях сознания, под которыми он понимает состояние озарения, творческий процесс, моменты вдохновения и т.д.
Без сомнения, состояние «в ударе» сродни всем этим явлениям.
В процессе творческого озарения (состояние «игрок в ударе») человек теряет адекватное чувство времени. Ни один бильярдист не может точно вспомнить, как он играл и что делал в состоянии «в ударе»; единственное, что утверждают все, что время пролетело незаметно.
Причём, что интересно, возникает феномен искажения временных промежутков в сторону их сокращения (час - как несколько минут, несколько часов - как один час), или возникает такое ощущение, когда время полностью исчезает.
Как пишет В.В. Козлов: «Искажение восприятия длительности временных периодов существенно зависит от «поглощённости» деятельностью.
Интеграция мира, который находится в человеке, и мира, в котором находится и действует человек в творческом процессе приводит к ситуации, когда привычные способы картирования времени подавляются. Это подавление привычных механизмов структурирования времени приводит к искажению его восприятия».
Для игрока «в ударе» не существует ни прошлого, ни будущего, он полностью присутствует в «здесь и сейчас», и как бы, растворяется в происходящем. Далее В.В. Козлов замечает, что: «дополнительным источником структурного преобразования времени являются особые эмоциональные состояния, которые возникают в ходе творческой деятельности. «Душой исполненный полёт», как Пушкин описывал творческий процесс, сопровождается чрезвычайно неординарными эмоциями. Они многообразны: эстетический восторг, мистический экстаз, трепет, таинственность, чувство парения души, ликование, наслаждение процессом деятельности, изумление - умиление открытием, упоение действием, радости бытия».
§ 4. Ощущение важности процесса, а не результата.
Находясь в состоянии «в ударе», игрок радуется самому процессу игры, совершенно не задумываясь о результате. Для игрока в этот момент имеет ценность лишь то, что происходит в процессе игры, что он при этом ощущает, а не практическая действенность цели и результата. Результат является как бы естественным приложением к процессу.
Например, «очень часто к написанной картине художник теряет всякий интерес, а писатель - к написанной книге, хотя в них вложено неимоверное количество энергии, жизни и времени.
Настоящее творчество ни купить, ни продать невозможно. Творец не променяет творчество ни на какие блага в мире. Творчество, те психические состояния, которые сопряжены с ним, являются самой
высокой наградой для человека. Кто уже был награждён - это знает».
Можно смело утверждать, что игрок, хотя бы раз побывавший в творческом, изумительном состоянии «в ударе», несомненно, хотел бы ещё и ещё раз «побывать» в нём.
«В процессе творчества человек забывает личные проблемы, ощущает свою компетентность, получает опыт полного управления ситуацией. К тому же, он переживает чувство гармонии с окружающим, его навыки и способности развиваются» (Козлов).
§ 5. Возрастные и половые факторы.
Влияет ли возраст игрока на состояние «игрок в ударе»?
В бильярд играют люди всех возрастов, от десяти до девяноста. Однако, как показывает статистика наибольшей популярностью бильярд пользуется у людей от 18 до 35 лет. Это кажется вполне естественным, так как после 35 уже пора определяться, что для Вас бильярд - приятное времяпрепровождение или профессиональный спорт. Человеку, играющему в бильярд необходимо ответить себе на вопрос: «Кем он хочет быть - любителем, «вечным студентом», спортсменом, профессионалом, или «каталой»?» (Об этой классификации читайте в книге «Психологии бильярда. Эмоции»),
Конечно, игра молодых отличается от игры опытных бильярдистов. И, если для опытного турнирного игрока состояние «в ударе» может быть не так необходимо, так как у него хороший технический уровень, то, для молодого, неопытного игрока это состояние очень важно.
Ева Лоренс так описывает игру молодых бильярдистов: «В подавляющей своей массе подростки наделены завидным оптимизмом и самоуверенностью. Они считают, что им всё по плечу, что могут сделать всё, что угодно. Начиная играть в бильярд, они довольно скоро начинают искренне верить в то, что уже овладели великолепной техникой выполнения сложных ударов. Глядя на них, опытные игроки снисходительно говорят что-нибудь типа: «Они ещё не знают, что такое неудача», имея в конечном итоге в виду, что молодёжь ещё не сталкивалась с такими ситуациями, когда уверенность в своих силах исчезает. Вообще говоря, в юношеские годы в чисто физиологическом смысле координация связки «глазомер-руки» находится на самом высоком уровне, но не столько это, сколько именно самоуверенность стоит за тем, что, не имеющие опыта молодые ребята, действительно выполняют на столе, весьма сложные вещи. Эти лихие мальчики и девочки порой решаются на такие крутые удары (на которые опытные бильярдисты наверняка не пошли бы) просто потому, что не отдают себе отчёта, насколько они сложны и рискованны. И что удивительно - нередко эти удары им удаются!
Уверенность в своих силах является решающим фактором успеха в бильярде». Другими словами, молодой неопытный игрок, достаточно уверенный в себе и наглый в своих действиях за бильярдным столом, может положить несколько довольно сложных шаров, затем, он испытывает невероятное возбуждение (входит в раж), прилив огромной радости и на этом фоне «входит» в состояние «в ударе». Возможно такое? Вполне возможно! Отсюда другой вопрос: у кого больше шансов быть в состоянии «в ударе» - у молодых игроков, или у опытных профессионалов?
Думаю, что ответ будет такой - шансы у них равны. Очевидно, что меньше всего шансов как раз у тех, кто уже не новичок (те, кому за 30) и тех, кто ещё недостаточно опытен. Подтверждаю этот вывод, исходя из собственных наблюдений за игроками в бильярдной.
Ну, а если отвечать на вопрос, поставленный в начале этого параграфа: «Влияет ли возраст игрока на состояние «в ударе»?, то очевидно ответ будет такой: «Не влияет!»
Речь здесь может идти лишь о зависимости частоты пребывания в состоянии «в ударе» от возраста.
Теперь, что касается женщин бильярдисток.
Конечно, деление бильярда на мужской и женский чисто условно.
Бильярд демократичен в том смысле, что, в отличие от других видов спорта, здесь, рост, сила и скорость не играют практически никакого значения.
«...Несмотря на раздельное существование мужского и женского бильярда, он в принципе является одним из самых нейтральных видов
спорта, в смысле деления игроков по половому признаку. Мужчины и женщины вполне могут играть друг с другом на равных, без каких бы то ни было гандикапов (без форы). И это, между прочим, имеет не последнее значение, не только со спортивной, но и с социальной точки зрения. Люди (юноши и девушки, мужчины и женщины) знакомятся за бильярдным столом, за ним проводят досуг многие семьи, вообще бильярд сегодня - это и повод, и средство общения» (Ева Лоренс).
Однако, вернёмся к состоянию «игрок в ударе». У кого больше шансов «испытать» состояние «в ударе», у бильярдиста, или у бильярдистки?
Может быть, неправильно противопоставлять здесь мужчину и женщину? Феминистки от бильярда меня просто сейчас порвут!
Но, тем не менее, если вопрос поставлен, то будем искать ответ.
Во-первых, никто не будет спорить с тем, что возраст активного занятия бильярдом у женщин ограничен, скажем, пятидесятью годами (это в лучшем случае). Я ни разу не видел бабушек в 60 лет, играющих в бильярд, а пожилых мужчин - сколько угодно.
Поэтому, категорию наиболее опытных бильярдисток (тем, кому за 50) на предмет состояния «в ударе» мы не рассматриваем.
Очевидно, что армия девушек в возрасте от 40 до 50 немногочисленна. Короче говоря, наиболее активный возраст для женщин-бильярдисток - это от 20 до 40.
Может ли женщина, играющая в бильярд, набраться достаточного игрового опыта к 35-40 годам? Думаю, что таких единицы.
Во-вторых, женщина по своей натуре более эмоциональна, более возбудима, более темпераментна, нежели мужчина. Все эти её психологические качества, конечно, будут способствовать «вхождению» в состояние «в ударе».
С другой стороны, женщины, в отличие от мужчин, более прагматичны, консервативны, у большинства из них нет творческого подхода к делу. Опять феминистки скрипят зубами. Встречаются, конечно, очень творческие натуры, но, как правило, это женщины занятые в искусстве (реже - в бизнесе).
Как было сказано выше - состояние «игрок в ударе» это процесс творческий, это процесс озарения и Вдохновения. Способны ли женщины в большинстве своём на озарение, Вдохновение, творчество? По моим наблюдениям - нет! (Заранее прошу прощения у женщин). Поэтому, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что женщины в бильярде «бывают» в состоянии «в ударе» гораздо реже мужчин.
Итак, мы рассмотрели факторы, характеризующие состояние «игрок в ударе». Внимательный читатель без особого труда заметит, что все эти факторы взаимосвязаны и взаимно зависимы.
К тому же, повторяю, все факторы определяются индивидуальностью игрока, его темпераментом, психологическим состоянием и способностями.
И последнее - очень важна психологическая подготовка игрока.
Думаю, что необходимо посвятить этой теме (психологической подготовке) книгу, в которой будут рассмотрены все вопросы психологической подготовки бильярдиста, как я это вижу.
Психология бильярда. Игрок в ударе. Часть 2 Состояния подобные феномену "игрок в ударе". Глава 1 Факторы, характеризующие сие состояние.
8 сентября 20238 сен 2023
28
17 мин
3