Неожиданное, никак не анонсировавшееся, посещение солидной делегацией военных Баку, в ее состав также входит заместитель министра обороны Ирана, говорит о важности и актуальности встречи.
Напомню, что на неделе, глава МИД Турции Хакан Фидан посещал Иран, где встретился не только со своим коллегой, но и с президентом Ибрахимом Раиси.
Причем прилетел в Тегеран из Москвы.
Сюда надо добавить объявление о скором визите Раиси в Турцию и встречу Путина и Эрдогана в Сочи.
И все это в течение текущей недели.
Здесь уж хочешь не хочешь придешь к выводу, что главные игроки в южно-кавказском регионе согласовывают какой-то план действий.
По этому поводу, глава иранской дипломатии Хосейн Амир Абдоллахиян, был вполне определен:
Мы с турецким коллегой провели консультации по некоторым региональным вопросам. В кавказском вопросе мы считаем, что пришло время перейти от напряженности к миру.
Позволю себе небольшое отступление
Все армянские политологи, и даже активные политические деятели, в один голос твердят, что Иран против пересмотра границ на Южном Кавказе. Трактуя это, как отрицательное отношение Тегерана к операции по возвращению, уже де факто, сепаратистской части Азербайджана в родные пинаты
Это упование на Иран так часто встречается, что просто бесит. Бесит в первую очередь своей надуманностью. Потому-что Иран несомненно имеет виду государственные границы между тремя странами Закавказья, так как не раз заявлял, что ратует за территориальную целостность Азербайджана.
Даже поздравлял его с победой в Карабахской войне.
То есть, когда Тегеран говорит о мире в регионе, он имеет ввиду лечение нарыва Арсрака — закрытие проблемы будоражущей регион и создающей угрозу внешнего западного вмешательства.
Однако вернемся к визиту военной делегации Ирана.
Почему именно сейчас
Я думаю, что речь идет все о том же плане трех ведущих региональных игроков по наведению порядка в регионе. Создания условий при которых у Запада не было бы причин влезать в Закавказье.
У всех трех стран есть свои проблемы и соперничать еще и на Южном Кавказе им не с руки.
При этом они понимают, что Баку уже доведен до той грани, когда готов решить проблему силовым методом, чего не очень хочется Москве, Анкаре и Тегерану. Они считают, что могут совместными усилиями добиться цели мирным путем.
Есть и другая сторона проблемы — Армения спешно вооружается. Достаточно окрепнув, она может попытаться предъявить претензии на часть территории, где живут сепаратисты.
Мне кажется иранский визит связан со всем этим клубком. Москве и Анкаре достаточно по телефону дать гарантии Баку, а вот Тегерану надо по полочкам объяснять свою позицию. Гарантировать, что Армения не будет вооружаться в ущерб Азербайджану, по крайней мере до тех пор, пока не будет решена проблема карабахских армян.
Хотя конечно бы хотелось, чтобы этот визит означал поддержку спецоперации против преступного режима.