Выпуск 2(10) 2020
Кажется, что слово «увертюра» имеет чисто музыкальное значение. Но почему же тогда «танцевальная»? Для того чтобы подобрать подходящее значение этого слова, нужно покопаться в энциклопедиях. Например, в музыкальной энциклопедии можно найти такую очень интересную трактовку известного композитора Б. В. Асафьева: «Увертюра – это соединение наиболее характерных черт замысла в наиболее ярком их виде» («Избранные труды» (т.1 стр. 352). Дословный же перевод слова «увертюра» - открытие, начало, введение, вступление (от латинского «apertura»).
В «Историческом словаре галлицизмов русского языка» и в «Словаре иностранных слов русского языка» часто встречающееся толкование «увертюры» - «вступление, введение какого-нибудь крупного музыкального произведения».
Наиболее интересное пояснение даёт «Музыкальный словарь»: «Но главной их (увертюр) целью было только создать праздничное, приподнятое настроение у зрителей, привлечь их внимание к порталу сцены».
Однако это всё познавательные, сухие факты. Как же, опираясь на все вышеперечисленные высказывания, понять, почему новая программа балета «Кострома» называется «Танцевальная увертюра мира»? Наверное, ключевые слова – вступление, открытие, начало. В новой программе балета будут представлены такие танцы народов мира, как ирландский, фламенко, бессарабский-цыганский, кубинский, греческий, скандинавский, африканский, китайский. Палитра народно-сценического и народного танца заиграет новыми, экзотическими красками, ведь для освоения этих танцев на мастер-классы были приглашены артисты – носители национальных культур, которые передавали особенности характера и танцевальной лексики, что называется, из первых рук.
Наша увертюра не только привлечёт внимание зрителя, но и станет началом знакомства, в том числе и самих артистов, с новыми направлениями, национальными традициями, особенностями танцевальной культуры разных стран и народов. Итак, возвращаясь к вышеупомянутому высказыванию Б. В. Асафьева, можно сказать, что танцевальная увертюра мира – это «соединение наиболее характерных черт замысла» хореографа «в наиболее ярком их виде».
ИРИНА СТРАХОВА.