Найти в Дзене

ЛИБРЕТТО БАЛЕТА Мифы Скандинавии

Выпуск 2(10) 2020 В последнее время «Русский национальный балет «Кострома» живет подготовкой новой программы «Танцевальная увертюра мира» (РАБОЧЕЕ НАЗВАНИЕ – «Улица мира»). Как мы уже писали в других номерах БП, работа продолжается уже несколько лет: ставятся номера, приезжают мастера хореографии из разных стран, шьются костюмы, пишется музыка, изготавливаются декорации, создается видеоконтент и многое другое. Уже сейчас ждут своей премьеры 9 масштабных композиций о культуре Скандинавии, Китая, Кубы, Африки, Греции, Ирландии и др. Среди них композиция, привлекающая к себе особое внимание, ведь она станет не только премьерой, но и дебютной работой молодого хореографа, заслуженного артиста Костромской области, солиста «Русского национального балета «Кострома» Ивана ЦАРЕНКО. «Сага о викингах» - мифическая история о скандинавских воинах, сложенная из легенд далекого IX века нашей эры. Композиция неординарная, по-своему экспериментальная, представляет собой масштабное многожанровое произвед

Выпуск 2(10) 2020

В последнее время «Русский национальный балет «Кострома» живет подготовкой новой программы «Танцевальная увертюра мира» (РАБОЧЕЕ НАЗВАНИЕ – «Улица мира»). Как мы уже писали в других номерах БП, работа продолжается уже несколько лет: ставятся номера, приезжают мастера хореографии из разных стран, шьются костюмы, пишется музыка, изготавливаются декорации, создается видеоконтент и многое другое. Уже сейчас ждут своей премьеры 9 масштабных композиций о культуре Скандинавии, Китая, Кубы, Африки, Греции, Ирландии и др. Среди них композиция, привлекающая к себе особое внимание, ведь она станет не только премьерой, но и дебютной работой молодого хореографа, заслуженного артиста Костромской области, солиста «Русского национального балета «Кострома» Ивана ЦАРЕНКО.

«Сага о викингах» - мифическая история о скандинавских воинах, сложенная из легенд далекого IX века нашей эры. Композиция неординарная, по-своему экспериментальная, представляет собой масштабное многожанровое произведение с элементами шоу. В ней объединены балет и театр, современная хореография и цирковые трюки, история и легенды, авторская музыка и видеоанимация, новейшая сценография и даже эффекты оптической иллюзии.

Репетиция «Сага о викингах»
Репетиция «Сага о викингах»

Сюжет:

Где-то далеко среди суровых фьордов и скалистых вершин, где, казалось бы, сама природа борется с суровой судьбой, молодой ярл Гарольд ведет свой отряд навстречу богатству и славе. С собой они тянут плавучий дом – драккар. Они захватчики, открыватели, - они ищут новые земли и новые подвиги, ведь смерть в бою – лучшее, что может с ними случиться.

Пелену густого тумана нарушают шаги следопытов. Опытные воины первыми открывают путь для отряда молодого предводителя. Здесь ярл встречает провидца, который не дает забыть о главном: «Земная жизнь не вечна, Рагнарок (конец света) неизбежен, Фенрир (волк) поглотит луну и солнце - и наступит тьма. Из вод Мирового океана воспрянет змей Ёрмунганд, и только самые достойные смогут его одолеть». Но Гарольд не намерен отступать. Он приказывает своим воинам поднять щиты и приблизить себя к Вальхалле (небесный чертог, куда попадают павшие в битве воины). Отряд готов встретить новые трудности, ведь любое испытание для викинга – это вызов. Они сразятся с судьбой! И они победят!

Иван Царенко. Заслуженный артист Костромской области
Иван Царенко. Заслуженный артист Костромской области

Перед предстоящей премьерой нам удалось побеседовать с Иваном Царенко и задать несколько вопросов о его дебютной работе.

Балетные понедельники: - Чем привлекла Вас тема викингов?

Иван Царенко: - Ответ очень прост. Несколько лет назад я посмотрел сериал «Викинги». Меня очень захватило. В тот момент я понял, что хочу ставить свой собственный номер, причем, именно так, как его вижу я. Эта тема всегда была мне близка. Еще до просмотра сериала прочитал несколько книг Александра Мазина, серию про викингов, про попаданцев из нашего времени в тот мир. Там, как и в фильме, очень много про скандинавскую мифологию, про мирового змея, про конец света, который там называется Рагнарок, про вечную тьму и вечную битву. В «Саге о викингах» мне хотелось показать то, чем жили в те времена воины - их религию, веру в богов и предсказания, воинственность, страсть к победе – все, что для них было важно.

Б.П.: - Как долго Вы работали над номером, от идеи до его сценического воплощения?

И.Ц.: - В общей сложности три года. Музыка была написана почти сразу. Специально для этой композиции ее написал композитор Сергей Капацинский. Больше года я ездил в машине и просто ее слушал.

Б.П.: - Расскажите о своей работе с композитором?

И.Ц.: - Сергей Капацинский давно работает с нашим коллективом. Его контакты дали мне мои родители (основатели и руководители «Русского национального балета «Кострома» Елена и Юрий Царенко. – Примеч. ред.), и я сразу отправил ему давно написанное либретто номера. Сергей меня понял с полуслова и приступил к работе, задав только один вопрос: «Мы будем делать главенствующий ритм или мелодию?», на что я ответил: «Мелодию». Впоследствии это оказалось моей ошибкой, потому что такую музыку очень сложно просчитать. Она вся состоит из ломанного ритма. На его разбор мне потребовалось немало времени.

Как ни странно, практически вся работа велась удаленно. С композитором я встречался только в начале и в конце создания номера. Постепенно фонограмма приобрела объем, дополнилась нюансами, разными шумовыми эффектами. В ней появился шум грома и молнии и звуки аутентичных музыкальных инструментов, сделано множество интересных акцентов для синхронизации с видеорядом.

Б.П.: - Как происходил сам процесс постановки? Трудно ли было оказаться по другую сторону репетиционного зала лицом к артистам?

И.Ц.: - Конечно, было страшно. Боялся критики, обсуждений. Концепция номера была готова уже давно. Я рисовал его несколько раз, несколько раз перерисовывал. Лексику тоже сочинял, но из-за чего-то постоянно откладывал постановочную работу. Наверное, просто не понимал с чего начинать. Что пробовал - все не нравилось. Год назад мне пришлось лечь в больницу на целых две недели. Когда вышел, балет уехал на гастроли в Польшу. На базе остались несколько молодых артистов, только что устроившихся в коллектив. У меня было столько энергии и сил. Видимо, когда лежишь и долго думаешь, все творческие процессы аккумулируются. Я сразу приступил к работе: медленно, по кусочку, и тогда впервые почувствовал, что мы стали двигаться в правильном направлении. После репетиций я оставался в зале и придумывал каждый последующий шаг. И так с молодыми артистами появилась первая основа номера.

Когда весь основной состав приехал, ребята начали включаться в творческий процесс, что-то подсказывали, предлагали, за что я им всем благодарен. Атмосфера была легкая. Как это обычно бывает, когда к делу подключаются профессионалы, кто-то дурачится, пробует что-то новое, и получаются отличные вещи, интересные лексические находки. Тогда я говорил: «Классно! Оставляем!». Постепенно в постановочный процесс включились все артисты мужского состава, и даже молодежь – это было круто.

Пришло время приступать ко второй части номера. В ней нам понадобились щиты и топоры, которых у нас не было. Рядом с моим домом как раз находится столярный цех. Я обратился к мастерам с необычной для них просьбой создать точные копии скандинавского оружия. Им показалось это интересным, и уже через неделю у меня был весь необходимый реквизит.

Б.П.: - В композиции задействовано много технических средств, одно из них воплощает на сцене могучего змея Ёрмунганда. Откуда появилась столь неординарная идея?

И.Ц.: - Наверное, просто много видел разных шоу, где применяются подобные эффекты. Если честно, думал, что это будет сложно воплотить технически, но когда появляются рядом единомышленники, любая задача становится реальной. Каждый новый этап постановки постепенно привлекал к себе новые, в тот момент необходимые творческие силы. Так произошло и на этапе создания костюмов и реквизита к номеру «Сага о викингах».

Случайное знакомство с мастерами из агентства исторических проектов «Ратоборцы» помогло придать номеру завершённый вид. Ими были созданы костюмы, разработаны мельчайшие детали, дополняющие каждый индивидуальный образ, и, конечно, изготовлен реквизит.

Б.П.: - Расскажите, как Вы с ними познакомились? Ведь как говорится, случайностей не бывает?

-4

И.Ц.: - Есть такая группа «Вардруна», я давно ее слушаю. Она играет музыку в том же стиле, в каком написана «Сага о викингах». Во время ежегодных гастролей нашего балета в Москве проходил фестиваль «Тысяча мечей», где и выступала эта группа. Естественно, я очень хотел попасть туда, что было практически невозможно: в этот день мы работали, была репетиция и спектакль. Но я чувствовал, что мне это необходимо, хотя бы для того, чтобы напитаться тем духом, который я пытался передать в своем номере. И все же, после окончания спектакля мне удалось съездить туда. Я еле успел на последние 4-5 песен и не пожалел. Было просто супер, была классная атмосфера, очень глубокая музыка. Все зрители в одеждах викингов и со всей атрибутикой того времени. Днем позже, так получилось, что мы познакомились с организаторами того фестиваля, ими оказались «Ратоборцы» — команда выходцев из движения исторической реконструкции, они и предложили нам помочь в разработке и изготовлении костюмов. Если честно, я изначально был против, ведь ребята шьют настоящую ролевую одежду, а не сценические костюмы. Но как оказалось, они могут все! Первое, что они сделали - были щиты. Меня они впечатлили, да и все остальное, что они сделали для номера – просто супер, очень натурально, качественно, удобно.

Б.П.: - Сейчас номер завершен, впереди премьера. Что бы Вы хотели сказать, оглядываясь на пройденный путь своей первой постановки?

И.Ц.: - Хочу сказать всем большое спасибо за уникальную возможность. Не многим предоставляется шанс, поставить номер, а с такой командой, как наш балет, процесс был сплошным удовольствием. Огромное спасибо всем, кто принимал участие на всех этапах. И отдельное спасибо родителям - за доверие и за то, что дали возможность воплотить свое видение в реальность.

ЕКАТЕРИНА КУБАНОВА.