Предыдущая часть:
Часть 5. ЦАРСКОЕ СЕЛО ЕКАТЕРИНЫ 2
О том, как Екатерина 2 гармонично вписала любимую классику в барочный ансамбль Царского Села
Флигель Екатерины 2 у дворца Екатерины 1
Началу серьёзных изменений в летней императорской усадьбе помешала русско-турецкая война 1768-1774 годов. Однако она сыграла не последнюю роль в формировании облика усадьбы. Один за другим в Царскосельском парке появляются мемориальные памятники, посвящённые победе в одноимённых решающих сражениях: Чесменская и Морейская колонны, а также Кагульский обелиск.
В это же время по инициативе императрицы расширяется территория парка за дворцом. К работам привлекается вернувшийся из Англии Василий Неёлов с сыновьями. А в 1771 году в Россию прибывает «законодатель садовой моды» Джон Буш с сыном Джозефом. Эти две семейные династии и создают в Царскосельском парке неповторимый ландшафт в английском стиле с множеством увеселительных парковых павильонов.
Наконец, Екатерина 2 решает пристроить к дворцу свой собственный флигель с личными покоями, оформленными в классическом стиле. К этому времени война закончилась, основные работы во дворцах на Неве и в Ораниенбауме завершены. Проект пристройки был поручен Юрию Фельтену, который уже хорошо изучил вкусы императрицы и давно работает в классическом стиле. Руководство строительством было доверено Василию Неёлову, набравшемуся опыта.
Строительство началось в 1779 году и растянулось на 6 лет. Первый этаж был декорирован гранитными плитами. Центральная часть здания акцентирована сдвоенными парами колонн, вытянувшихся на два этажа. Лаконичный декор нового дворцового флигеля нарочито явно вступал в диалог со старым барочным дворцом. Однако, развёрнутый главным фасадом в пейзажный парк, он не нарушил гармонию растреллиевского дворца, который был теперь не виден из окон императрицы. И Екатерина, наконец, могла «отвернуться» от барокко и насладиться совершенством классики на лоне природы.
И, конечно, сюда из Зимней резиденции в летнюю вместе с императрицей переезжали её любимые мужчины. Личные покои Екатерины находились на втором этаже. Фавориты жили на первом. По фамилии последнего юного друга престарелой Екатерины, расположившегося в фаворитских комнатах, эта часть летнего дворца получила название «Зубовский флигель».
Новый архитектор русской императрицы
Начав глобальные перемены в Царском Селе, Екатерина не может остановиться. Она уже вкусила русской императорской роскоши, и интерьеры её покоев должны были стать не уступающими по красоте залам её предшественницы во дворце.
Будучи просвещённой правительницей, Екатерина следила за прогрессивными европейскими переменами в разных областях, не исключая архитектурную моду. Когда она изучила популярную в Европе книгу «Термы римлян», автор которой начинающий шотландский архитектор Чарльз Камерон (1742-18812) был поклонником и исследователем древнеримской архитектуры, она загорелась созданием в летней усадьбе нового банного корпуса в духе античных бань. Во что бы то ни стало, она желает «заполучить» этого архитектора! И Камерон, который хоть и был эрудированным специалистом в области теории архитектуры, но самостоятельного архитектурного опыта до тех пор не имел, с радостью принимает заманчивое приглашение русской императрицы. Как и его европейские коллеги петровской эпохи, он получает «имя», вторую родину и становится прославленным «русским архитектором». А Царское Село – местом, где собраны его архитектурные шедевры. Здесь он женился на дочери садовника Буша и навсегда вписал своё имя в историю летней резиденции российских монархов.
Шедевр Камерона
Камерон строит в Царском Селе для русской императрицы Холодную баню (1780-1794), подражая роскоши терм в Древнем Риме, и возводит парадную галерею (1784-1787) для философских прогулок Екатерины 2, получившую название по фамилии создателя Камеронова. А затем он соединяет с помощью Висячего сада эти постройки с покоями императрицы в её собственном дворцовом флигеле. Спускающийся от Висячего сада в парк пологий пандус (1780-1787) оказался не только удобным решением и оригинальным архитектурным украшением. К концу жизни, когда Екатерине уже стало тяжело ходить, её по пандусу вывозили на прогулку в специальном механическом кресле.
Но прежде, пройдя по галерее, она спускалась в парк по роскошной двухъярусной лестнице, украшенной копиями античных статуй Геркулеса и Флоры. Совсем рядом – павильон Грот, построенный в стиле барокко при Елизавете Петровне. Его внутренние интерьеры ещё в 1771 году перестроил в классическом стиле Антонио Ринальди. Екатерина отправлялась туда работать по утрам, и старый Грот получил новое название – Утренняя зала.
Постройки Камерона, объединённые галереей, стали своеобразной границей между регулярным французским парком, разбитым перед старым Екатерининским дворцом, и английским пейзажным парком перед флигелем Екатерины 2. Здания расположены на своеобразных ступенях природной лестницы. В итоге Камеронова галерея словно постепенно спускается в парк. С одной стороны она естественным образом вписалась в картину регулярного парка, с другой – стала частью пейзажного. Интересное архитектурное решение!
Утончённая красота интерьеров
Все взведённые при Екатерине 2 в её летней усадьбе постройки, лаконичные и сдержанные снаружи, отличались изысканной утончённой красотой интерьеров и конкурировали с пышным убранством растреллиевских залов, как и задумывала императрица.
В Зубовском флигеле оформление интерьеров было поручено новому «приобретению» императрицы архитектору Чарльзу Камерону и прибывшему примерно в одно с ним время другому классику архитектуры Джакомо Кваренги (1744-1817). На смену объёмной золочёной резьбе елизаветинской эпохи пришла лёгкая белоснежная лепнина, громоздкие печи заменили изящные камины, дорогие ткани – настенные панно, созданные по новым технологиям с применением новых материалов. Синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, зеркала, фарфор, которые использовались в отделке, выглядели очень эффектно! Императрица была довольна.
Однако нынешнему поколению не довелось пока полюбоваться красотой покоев Екатерины 2. Опочивальня, Рафаэлевская и Туалетная комнаты, кабинеты Серебрянный, Зеркальный и Синий (второе название – Табакерка), Китайский и Купольный залы были уничтожены в годы Великой Отечественной войны. К их воссозданию приступили совсем недавно, в 2019 году. И, возможно, в ближайшее время у посетителей музея-заповедника Царское Село появится возможность увидеть великолепие эпохи Екатерины 2. Говорят, уже совсем скоро!
Холодная баня для императрицы
Но уже сейчас можно восхититься роскошью Холодной бани. Этому дворцовому комплексу повезло больше других построек. Оккупировавшие Царское Село немцы устроили здесь свой штаб. И хотя помещения были разграблены почти до основания, здание уцелело. В 2010-2013 году интерьеры Холодной бани были восстановлены и открыты для посетителей, однако тысячи туристов, устремляясь в Царское Село полюбоваться роскошью Екатерининского дворца, не спешат посетить этот удивительный комплекс.
Возможно, название смущает. Другое дело – Янтарная комната во дворце! Но это лишь от того, что не все мы знакомы с культурой древнеримских терм, которые были не только местом «помывки», но и центром общественной жизни. Это был своеобразный «храм души и тела», где чистили и ублажали и то, и другое! А второе название царскосельской Холодной бани – Агатовые комнаты, может составить конкуренцию Янтарной комнате Екатерининского дворца!
Екатерина попадала из собственного флигеля в свою баню со стороны Висячего сада, откуда постройка выглядит как самостоятельный парковый павильон и представляет образец классического стиля. Однако со стороны главного фасада дворца Холодные бани – это двухэтажное здание, привлекающее контрастом отделки. Нижняя часть из темного грубого пудожского камня – приземистая, тяжелая, верхняя – лёгкая, изящная, незаметно переходящая в Камеронову галерею. Такими же контрастными являются интерьеры.
На первом этаже располагались помещения для купания. Самым большим и главным был Купальный зал с бассейном для купания в прохладной воде, что и определило название этого царского «СПА комплекса». Однако в других помещениях располагались ванная комната для принятия тёплой ванны, массажный кабинет, «отдыхательная» комната с «античным ложем». И хотя это была «холодная баня», не обошлось без горячей русской парилки. Создать её знатоку римских терм помог Илья Неёлов. В отделке всех помещений преобладал мрамор и изящная лепнина на античные сюжеты.
Винтовая лестница, словно подвешенная в воздухе, вела на второй этаж в роскошные интерьеры для отдыха и работы императрицы. По пути можно было заглянуть в небольшую библиотеку, дверь в которую вела с лестницы. В отделки верхних комнат Холодной бани использовался природный камень Зауралья – разноцветная яшма. Стены одной из комнат были декорированы кусочками яшмы красного цвета, которые были подогнаны один к другому так, что казалось, будто стены сделаны из монолитного куска камня. Материал с белыми прожилками добывали в Уразовском месторождении. По цвету он напоминал агат, что и определило второе название Холодной бани – Агатовые комнаты.
Заключение. ДВОРЦОВЫЕ ТРАДИЦИИ
Завершая Дворцовую историю Екатерины 2, стоит вспомнить ещё об одном парке и построенных в нём дворцах. Императрица уж очень тяготилась барочной пышностью Петергофа, где ей часто приходилось бывать «по долгу службы» на официальных государственных мероприятиях. Даже Елизавета Петровна, под руководством которой создавалась дворцовая красота Петергофа, для отдыха от петергофского официоза, построила рядом свою Собственную дачу.
У Екатерины уже была Собственная дача, и находилась она совсем рядом, в Ораниенбауме. Но Ораниенбаум оставался её заветным уголком, скрытым от посторонних глаз. И Екатерина задумала создать рядом с парадной резиденцией в Петергофе дворец по своему вкусу, а вокруг него разбить парк по своему вкусу. В качестве места был избран берег водохранилища, появившегося при строительстве Петергофского водовода.
Завершив основные работы в Царском Селе, Екатерина открывает новую стройку. Планы у неё грандиозные. По проекту архитектора Джакомо Кваренги на берегу запруды-водохранилища был возведен Большой дворец в строгом классическом стиле (1781-1796). Это была первая работа будущего известного мастера русского классицизма. Помимо Большого дворца в парке должны были появиться два Малых – один для сына Павла, другой для внуков Александра и Константина. Однако в связи с очередной русско-турецкой войной 1787-1791 работы растянулись надолго, и далеко не все планы воплотились в жизнь.
Создавался пейзажный парк в английском стиле под руководством садового мастера Медерса. Запруда была облагорожена и превратилась в живописный пруд причудливой формы, который позже получил название Английский и дал название и парку, и дворцу. Впрочем, возможно, наоборот. Строительство большого Английского дворца завершилось лишь к концу царствования Екатерины, так что насладиться уединением от шумных мероприятий в Большом Петергофском дворце она не успела. Этот дворец был уничтожен в годы Великой Отечественной войны. В старом Английском парке Петергофа можно отыскать лишь несколько обломков колонн, напоминающих о дворцовой эпохе Екатерины 2.
Ну и уж совсем напоследок стоит вспомнить, что Екатерине 2 пришлось продолжить традицию строительства дворцов для своих фаворитов, заложенную её предшественницей на троне Елизаветой Петровной, и запустить эстафету строительства дворцов для членов императорской семьи, подхваченную в 19 веке Николаем 1. Но это, пожалуй, будут другие дворцовые истории!
Узнать истории дворцов российских императоров можно в моём канале в подборке "Дворцы Романовых". Всех, кто читает мои исторические заметки сердечно благодарю за внимание! Это не последняя история. Будут новые. Жду вас на моём канале!
А начало здесь:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!