Родителям ребенка с нарушенной слуховой функцией необходимо грамотное психолого-педагогическое консультирование по вопросам его воспитания и обучения. Среди возможных способов получения информации интернет-ресурсы являются самыми быстрыми и доступными. Сегодня родители постоянно находятся в информационном потоке по разным вопросам обучения и воспитания их ребенка, но без помощи и поддержки специалиста в нем трудно ориентироваться.
С 2019 года в России создана система психолого-педагогической поддержки семей, реализуемая в рамках национального проекта «Образование», включающая мероприятия по оказанию консультационной (психолого-педагогической, методической) помощи родительскому сообществу.
Способы получения консультации
Каждый родитель может получить качественную адресную помощь по вопросам развития, воспитания, обучения их ребенка в удобном для себя формате:
- по единому номеру «горячей линии» 8 800 444-22-32;
- задать вопрос в разделе «Получить консультацию» на портале Растимдетей.рф;
- обратиться в консультационную службу, которая является участником национального проекта «Образование». Список всех служб консультирования в разделе «Куда обратиться» на портале Растимдетей.рф.
Институт коррекционной педагогики – родителям детей с особыми потребностями
В рамках национального проекта Институт коррекционной педагогики также проводит ряд мероприятий по консультированию родителей, в том числе воспитывающих детей с нарушенным слухом. Рассмотрим основные форматы консультирования и сопровождения.
Видеоконсультации «Родительские недели. Я родитель» предусматривают содержательные ответы сурдопедагогов, психологов, педагогов по вопросам слухоречевого развития детей и др.
Раздел сайта Института по дистанционному обучению наполнен методическими материалами для родителей детей с нарушениями слуха по организации развивающих занятий с ребенком. В подразделе «Куда обратиться за помощью» предоставлены координаты региональных центров ППМС-помощи. Раздел «Наука» представляет все научно-методические разработки специалистов, в том числе по вопросам организации воспитательного и образовательного процесса детей с нарушениями слуха.
Навигатор помощи для родителей ребенка с нарушенным слухом
Пособие «Организация обучения и воспитания детей раннего возраста в семьях глухих детей» под авторством О. Н. Липатовой представляет для родителей, в том числе родителей с нарушенной слуховой функцией, алгоритм действий по уточнению состояния слуха ребенка, начиная с родильного дома. В его материалах структурирован необходимый перечень документов, который понадобится при посещении родителями поликлиники, центра слуха и речи, сурдолога. Размещен образец письменного обращения для оформления карты на ребенка в сурдологическом центре, описан алгоритм действий по подбору индивидуальных слуховых аппаратов для ребенка и правила их использования. Данное пособие составлено на основе графических иллюстративных образов, при помощи которых показано взаимодействие взрослого и ребенка по организации слухоречевой среды и игрового пространства. Материалы пособия могут быть полезны родителям, сурдопедагогам и другим специалистам.
Telegram-канал «Я-родитель»
Сегодня для родителей детей с особыми потребностями функционирует Telegram-канал «Я-родитель» по сопровождению и поддержке семей. Рассматриваются актуальные вопросы обучения и воспитания детей с ОВЗ, анонсируются различные мероприятия. Для родителей прикреплен чат «Вопрос-ответ», в котором специалисты Института коррекционной педагогики готовы индивидуально ответить на возникающие вопросы. Такой формат письменного диалога со специалистом может быть удобен и для родителей, имеющих нарушения слуха.
Глоссарий финансовой грамотности для лиц с ОВЗ
Одним из проектов Института является электронный ресурс по обучению детей с ОВЗ основам финансовой грамотности – Глоссарий финансовой грамотности для лиц с ОВЗ, с инвалидностью. Он состоит из карточек финансовых терминов, содержательно адаптированных для использования детьми с особыми образовательными потребностями. Ресурс находится в открытом доступе для всех заинтересованных пользователей: родителей, специалистов, детей и подростков. Версия для лиц с нарушениями слуха (слабослышащие и глухие) предлагает определения в формате видео с переводом на русский жестовый язык с элементами калькирующей жес-товой речи (жесты, дактилология). Ресурс Глоссария позволяет получить адаптированную информацию и представления о сфере финансовых отношений для всех пользователей.
Беликова Анастасия Игоревна
младший научный сотрудник ФГБНУ «ИКП», Москва, Россия
Липатова Ольга Николаевна
научный сотрудник ФГБНУ «ИКП», Москва, Россия
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики» является ведущим научно-исследовательским центром в России по изучению и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. На протяжении многих лет научные сотрудники Института проводят консультационно-диагностические приемы детей, создают специальные учебники и методические пособия, разрабатывают цифровые конструкторы и программы для обучения детей с ОВЗ, объединяя таким образом ученых страны в области коррекционной педагогики и психологии.
На официальном сайте Института представлен уникальный набор методических материалов и онлайн-ресурсов, направленных на оказание всесторонней помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья для реализации оптимального образовательного маршрута своего ребенка.