Об их творчестве высоко отзывались современники, критики и именитые писатели, но в наши дни их имена мало знакомы широкому кругу читателей. Пришло время исправить это досадное недоразумение!
1. Н. А. Тэффи «Юмористические рассказы» (16+)
Надежду Тэффи называли королевой сатиры, её дореволюционными рассказами зачитывался весь Петербург, включая Николая II, а такие именитые классики, как Иван Бунин, Александр Куприн и Николай Гумилёв восхищались её литературном талантом. А ещё в её честь были названы популярные в те времена духи и конфеты, она мастерски скрывала свой возраст и с недоверием относилась к тем, кто не любит кошек. На страницах произведений Тэффи в курьёзные ситуации попадают богачи и бедняки, женщины и мужчины, взрослые и дети, а каждая история сочетает в себе искромётную иронию, тонкий психологизм и искреннюю любовь к людям.
2. Л. А. Чарская «Записки институтки» (12+)
Центральная тема в творчестве Лидии Чарской — взросление воспитанниц женских институтов. Оторванные от семейного тепла, они привыкают к строгим порядкам закрытых заведений и вместе с тем открывают для себя крепкую дружбу, невинные забавы и настоящую самоотверженность. Произведения Чарской переводили на несколько языков, в сочинениях о любимых книгах гимназистки прежде всего указывали её институтские повести, а в библиотеках чаще Чарской брали только Пушкина и Гоголя. Несмотря на популярность, после революции произведения писательницы стали называть «вредными» из-за смены парадигмы в системе ценностей. Но когда Чарская лишилась заработка, заболела и начала голодать, выросшие на её книгах благодарные читатели навещали писательницу и помогали деньгами и продуктами.
3. Н. Н. Берберова «Курсив мой» (16+)
Нина Берберова, или «Мисс Серебряный век», как называл её Андрей Вознесенский, в литературе проявила себя с разных сторон: как романист, как поэтесса, как критик и как автор документально-биографических исследований и мемуаров. После революции Берберова оказалась в центре русской эмиграции, что не могло не отразиться на её творчестве. Жизнь часто сводила её с такими выдающимися личностями, как Максим Горький, Иван Бунин, Валерий Брюсов, Марина Цветаева, Владимир Набоков и другими значимыми для нашей культуры людьми. Воспоминания о жизни, насыщенной событиями и встречами, писательница собрала в своей самой известной книге — мемуарах «Курсив мой».
4. Е. А. Ган «Идеал» (12+)
Елена Ган работала в двух крупнейших литературных журналах своего времени, её часто называли русской Жорж Санд, а современники ставили писательницу в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. Жизнь Елены Ган была короткой — всего 28 лет, но за это короткое время ей удалось добиться больших успехов в творчестве: она стала первой русской писательницей, которая зарабатывала на своих произведениях, кроме того критики отмечают, что именно Ган ввела женскую тему в русскую литературу. Так, например, в отчасти автобиографичной повести «Идеал» писательница раскрывает не только конфликт общества и одарённой личности, но и критически рассуждает о женской судьбе и предназначении.
5. В. Ф. Панова «Серёжа. Несколько историй из жизни очень маленького мальчика» (12+)
Вера Панова считалась одной из главных писательниц Советского Союза: она трижды была лауреатом Сталинских премий, а её произведения множество раз были экранизированы. При этом из-за начала революции писательница окончила всего четыре класса гимназии, после чего стала заниматься самообразованием. За свои 67 лет Панова написала 6 романов и 6 повестей, 12 пьес, 10 сценариев, но особый отклик у читателей и литературного сообщества получила небольшая детская повесть «Серёжа». В ней писательница трогательно и пронзительно передаёт мир глазами шестилетнего мальчика, который сталкивается с непредвиденными переменами в жизни, но учиться справляться с ними благодаря поддержке своей семьи.