Сегодня, когда число пожилых людей неуклонно растет, реформа системы долговременного ухода выходит на первый план. Исследователи из РАНХиГС и Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ изучили значение отлаженного профессионального ухода для достижения баланса между обязанностями по уходу и заработком.
В России более 20% населения имеют родственников, нуждающихся в уходе, причем около половины ухаживают за ними лично. Исследования российских экспертов показали, что вероятность увольнения или снижения рабочей активности сокращается, если в уходе за немощным помогают родственники. Но если необходим интенсивный уход, особенно в случае резкого ограничения самостоятельности близкого, эта вероятность возрастает. В результате среднедушевые доходы населения в стране снижаются в среднем на четверть. В то же время участие социального работника или сиделки в уходе снижает риски увольнения и увеличивает среднедушевые доходы респондента.
Авторы отмечают, что реформа системы долговременного ухода в последние десятилетия вследствие снижения рождаемости, роста продолжительности жизни и повышения доли пожилых людей в численности населения стала важным элементом социальной политики многих стран, в том числе России, где большую часть нагрузки по уходу за пожилыми людьми несут близкие.
Зарубежные исследования показывают, что в странах с хорошо отлаженным профессиональным уходом присматривающие за близкими располагают бóльшими возможностями для балансировки обязанностей по уходу и заработка. Ухаживающим предоставляются выплаты, налоговые льготы, услуги, а также гибкие условия труда для совмещения занятости и заботы о пожилых родственниках.
В России, напоминают Елена Гришина и Елена Цацура, в 2018 году стартовал пилотный проект по созданию системы долговременного ухода (СДУ), которая к 2024 году должна заработать по всей стране, однако пока нет ясности, как она будет сформирована. По оценкам фонда «Старость в радость» (2020 год), необходимы дополнительные операционные расходы от 96 до 167 млрд рублей и капитальные расходы от 4,1 до 8,3 млрд рублей. Низкая доступность ухода за пожилыми людьми приводит к тому, что основная нагрузка по уходу за ними ложится на их родственников.
Авторы статьи использовали данные обследования «Человек, семья, общество 2020», проведенного РАНХиГС в марте — апреле 2020 года, в ходе которого было задействовано 9500 респондентов в возрасте от 18 до 72 лет. 21% опрошенных имели родных, нуждавшихся в уходе, из них 49% ухаживали за такими близкими лично. 11% ухаживавших за родственниками отметили: уход привел к вынужденному увольнению либо к сокращению рабочих часов.
Если уход за пожилым родственником вынудил респондента уволиться или сократить часы работы, то это снижает среднедушевые доходы ухаживающего в среднем на 25%. Если респондент ухаживает за пожилым родственником в среднем 1–3 часа в день, то это сокращает среднедушевые доходы домохозяйства в среднем на 7%, а если респондент тратит на уход от 4 часов в день, то это сокращает среднедушевые доходы в среднем на 20% по сравнению с ситуацией, когда на уход затрачивается менее часа в день. Если пожилой родственник не может остаться без присмотра в течение дня, то это дополнительно сокращает среднедушевой доход семьи ухаживающего в среднем на 8%.
По расчетам авторов, респонденты, вынужденные уволиться или сократить часы работы в связи с уходом, чаще тратят на питание более половины своих доходов. Среди опрошенных, вынужденных уволиться или сократить часы работы по этой причине, выше доля бедных. Также среди них выше доля имеющих среднедушевые доходы семьи ниже 10 000 рублей на человека в месяц, выше доля крайне бедных.
Доля лиц, занятых уходом и вынужденных уволиться или сократить часы работы, в возрасте от 18 до 72 лет составляет лишь 1,12 %, однако в численном выражении она существенна — превышает 1 млн человек.
Перераспределение нагрузки на формальных помощников, развитие системы долговременного ухода могли бы помочь сохранить заработок и снизить указанные риски. Если за близким респондента ухаживает социальный работник или сиделка, среднедушевые доходы семьи опрошенного увеличиваются в среднем на 9%. При этом качественная работа СДУ позволит повысить среднедушевые доходы домохозяйств ухаживающих лиц на 25%, а лиц, осуществляющих интенсивный уход, — более чем на 10%.
«Повышение доступности профессиональных услуг по уходу за счет улучшения кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания и предоставления выплаты по уходу за лицами старшего возраста в размере не ниже МРОТ будут способствовать расширению возможностей для занятости ухаживающих», — резюмируют Елена Гришина и Елена Цацура.