Найти в Дзене
Чистые Земли

Темный ретрит — в чем его значение и как он проводится

Оглавление

Темный ретрит — практика уединения в пространстве, полностью лишенном света. Реже его переводят на русский язык как «темный затвор». Это одна из высших практик тибетского буддизма и Бона. Традиционно такой ретрит длится 49 дней или несколько лет. Стоит сразу сказать о рисках такой практики.

Как при любой сенсорной депривации, у человека в таких условиях могут начаться галлюцинации — порождения концептуального ума. Даже если уединение длится не месяцами или годами, а только несколько дней, неподготовленный человек может себе только навредить.

В тибетской традиции, а именно в Калачакре-тантре, буддистском и бонском Дзогчене темный ретрит проходят только старшие практики под руководством наставника.

Для чего проводится темный ретрит

По словам Его Святейшества Лопона Тензина Намдака Ринпоче, темный ретрит практикуется для двух целей:

  1. Стабилизация естественного состояния ума. Соответствует практике Трекчо. Такой ретрит может быть любой продолжительности.
  2. Развитие видения. Соответствует практике Тогал. Минимальная продолжительность такого уединения — 49 дней.

Обычно о темном ретрите говорят именно в контексте Тогала. Созерцание темноты существует в этой практике наряду с двумя другими методами — созерцанием неба и солнца.

Для прохождения ретрита у практикующего уже должно быть устойчивое умение пребывать в естественном состоянии ума. Тогда возбуждение, которое приходит вместе с сенсорной депривацией, будет не беспокойством, а чистым светом.

Поскольку в темном затворе происходит очень много событий, практик может прийти в возбуждение, его мысли становятся бурными и неуправляемыми. Трегчо подразумевает обретение в пространстве устойчивого состояния, такого состояния, которое исключает клаустрофобию. А Тогал — это проявление света. В небольшом физическом пространстве темного затвора есть много пространства и света — пространства основы бытия и просветленности ригпа.
— Тендзин Вангьял Ринпоче «Исцеление формой, энергией и светом»

Если же практик не способен пребывать в естественном состоянии, он сможет увидеть только галлюцинации, которые являются только проекциями ума и следствиями его кармических отпечатков. Это будет не настоящим видением.

Называются две цели темного ретрита.

Подготовка к Бардо. Традиционная длительность в 49 дней как раз соответствует времени пребывании в Бардо, промежуточном состоянии между воплощениями. Как и в Бардо, и в сновидениях, человек в темноте сталкивается с проявлениями своего концептуального, рассудочного ума. И, подобно Йоге сновидений, темный ретрит учит различать концептуальный ум и чистый ум, что будет необходимо в состоянии Бардо для освобождения от дальнейших перевоплощений.

Реализация радужного тела. Одно из возможных наивысших следствий темного ретрита, как и практики Тогал в целом, является обретение джалю (тиб.), радужного тела. При смерти физическое тело растворяется в нематериальном, после чего практик или существует в нематериальной форме до конца времен, или способен принимать любую материальную форму в различных мирах.

Тапихрица, мастер радужного тела, покровитель учения Дзогчен. Тибет, 1800–1899 гг.
Тапихрица, мастер радужного тела, покровитель учения Дзогчен. Тибет, 1800–1899 гг.

Как проходит темный ретрит

Условия практики схожи во всех традициях и подразумевают пребывание в темном помещении и отказ от взаимодействия с другими людьми. При этом практикующий обычно принимает пищу.

При этом наставления практику даются по разным текстам в зависимости от традиции, поэтому различаются и версии выполнения:

  • В Калачакра-тантре темному ретриту посвящен текст «Безупречный свет» (комментарий Пундарики).
  • В Дзогчене школы Ньингма — текст «Пылающий Светильник», одна из Семнадцати тантр Упадеши Дзогчена. Также практика описывается в цикле Янгти Нагпо тертона Дунгцо Репы и в связанном с ним тексте «Упадеша исполняющей желания драгоценности янгти» из цикла Лонгсал Чогьяла Намкая Норбу Ринпоче.
  • В Дзогчене бонской линии передачи Шанг-Шунг Ньенгью темный ретрит обсуждается в тексте «Шесть Светильников» и комментарии на него Дру Гьялвы Юнгдрунга, а также в разделе «Гьялва Чактри» под названием «Семь циклов ясного света» и тексте Шардзы Ринпоче «Горизонт ясного света» из «Самопроявления Трех Тел» (Кусум Рангшар) из цикла Атри.

Особенно заметно различаются методы Тантры и Дзогчена.

Для тех, кто выполняет ретрит как практику Тогала в Шанг-Шунг Ньенгью, ретрит подразумевает работу с энергиями тела и возникающими видениями. При успешной практике происходят видения элементов в чистых формах, видения божеств, богинь, священных символов. При этом они вновь и вновь растворяются в чистом свете.

В практике мы можем соединиться с внутренним пространством, а затем — с внешним или использовать переживание внешнего пространства, чтобы соединиться с внутренним пространством. Порядок не имеет значения, поскольку главное — узнать, что внешнее пространство, внутреннее пространство и пространство ума — это одно и то же пустое,светоносное пространство.
— Тендзин Вангьял Ринпоче «Исцеление формой, энергией и светом»

Чтобы узнать больше о традиции Юндрунг Бон, подписывайтесь на наш канал в Дзене, наше сообщество во «ВКонтакте» и канал в Telegram.