Найти тему

ГБШ Танцы с «дистанционкой»

Дистанционный урок классического танца.
Дистанционный урок классического танца.

Выпуск 2(10) 2020

Ну вот, пришло время и нам поговорить о дистанционном обучении (электронное обучение, дистанционные образовательные технологии). Наше «нетипичное» среднее профессиональное образовательное учреждение никак не могло сразу пойти на то, чтобы перейти на дистанционку. Поэтому в самом начале пандемии администрацией было принято решение о переносе и удлинении каникул студентов. В апреле это была оптимальная мера. Но мы предполагаем, а Министерство просвещения рекомендует, поэтому сразу стало понятно, что от перехода на дистанционный формат обучения совсем отказаться не получится. Было закуплено оборудование, обучены преподаватели, но, если можно так сказать, спасибо улучшившейся эпидемиологической обстановке, у нас появилась возможность поработать очно почти два летних месяца.

Началась осень, новый учебный год и… карантины. Хочешь - не хочешь, а пришлось перейти на дистанционное обучение, пересмотреть график образовательного процесса. Стало понятно, что для хореографии дистанционное обучение в чистом виде – смерть образовательного процесса. Надо пояснить, почему такое резкое определение. Если в колледже есть все условия для ведения уроков практических дисциплин, а именно: классического, народно-сценического, историко-бытового танцев, современной хореографии, учебной исполнительской практики, то дома у студентов вовсе нет таких условий. Разве можно делать классический экзерсис, стоя не у станка, а держась за спинку стула, кровати и т.п.? А какие прыжки могут исполнить студенты, находясь в своих неприспособленных для этого квартирах? Не стоит говорить и о полноценном процессе обучения такой дисциплине, как «Танцы народов мира», предполагающей изучение фламенко и ирландского танца. Конечно, на уроках преподаватели учат студентов, как самостоятельно поддерживать свою физическую форму, но это лишь одна из профессиональных компетенций, необходимых артисту балета, а полноценный процесс обучения это заменить не может.

В нашем стандарте чётко прописаны требования к условиям проведения занятий, и, надо сказать, условия эти довольно жёсткие: площадь, рассчитанная на каждого студента, покрытие пола, зеркала, станки. Вполне понятно, что в обычных квартирах, где живут наши студенты, выполнение этих требований невозможно. А самое главное - в стандарте чётко сказано, что обучение по нашей специальности «…осуществляется обучающимися только под руководством преподавателя». И заметим, не под дистанционным руководством!

Пройдя период нашего вынужденного дистанционного обучения, увидев, как мучаются преподаватели, не имея возможности поправить руку, ногу, полноценно показать что-то, и как сложно студентам, которые видят своего преподавателя непонятно в каком формате, мы поняли, что профессия, которая передаётся из рук в руки, в которой каждый урок – это и мастерство, и манера, и носитель этого - преподаватель, может осваиваться только вживую. Без обмена энергетикой преподавателя и студента урок будет также бесполезен, ведь каждый урок – это не только обучение, но и искусство. Есть ещё одна болевая точка дистанционного обучения – музыкальное сопровождение урока. Это очень важная составляющая каждого практического урока. В электронном формате невозможно обеспечить синхронность музыки и исполнения, что также добавляет сложности и, скажем прямо, неразберихи (музыка то опаздывает, то наоборот заканчивается раньше движения) в образовательный процесс. Можно категорически утверждать: в хореографическом обучении, как в любом другом живом виде искусства использовать полноценно дистанционное обучение невозможно. Необходим прямой, не искажённый электроникой, контакт преподавателя и обучающегося, непосредственное общение Мастера с учениками.

ИРИНА СТРАХОВА.