Николай Парфёнов работал в кино как исполнитель ролей второго плана, но запоминался зрителям не хуже многих звёзд первого эшелона. За рекордные почти полвека в профессии кого только ни сыграл этот талантливый актёр с незаметной внешностью – въедливых чиновников, общественников, соседей, которые всегда видели, слышали и знали о других намного больше, чем о себе самих, свидетелей преступлений и т.д. и т.п.
Начало
Родился будущий король эпизода 26 июля 1912 года во Владимирской области в семье помощника капитана парохода, ходившего по Волге, и домохозяйки. После революции отца назначили директором льномяльного завода, однако вскоре глава семьи, где было 6-ро детей, умер. Все заботы о матери и младших детях легли на плечи старших братьев Николая и Бориса. Работать те умели и держали хозяйство в крепких руках, вот только обернулось это для семьи раскулачиванием. Детей мать сумела увезти в Пермь, а её саму в наказание за «чересчур сытую жизнь» отправили на торфяные разработки. В Перми Борис и Николай поступили в вуз, но их быстро отчислили за принадлежность к чуждому классу. Тогда братья решили поехать в столицу. Шёл 1930-й год, Николаю исполнилось 18 лет.
У Парфёнова было огромное желание стать актёром, однако поначалу пришлось устроиться на завод, где платили зарплату и давали койку в общежитии. Осмотревшись в Москве, Николай решил попытать счастья в студии при Театре Моссовета. Одарённый парень был принят в студию, по окончании которой его зачислили в труппу театра. Этот коллектив стал единственным в его актёрской и человеческой судьбе, там Николай Иванович прослужил 54 года.
Рекордсмен «Фитиля»
Активно сниматься в кино Парфёнов начал не сразу, хотя первый опыт был ранним – в 1932 году актёр сыграл главную роль Митрофанушки в фильме по знаменитой пьесе Дениса Фонвизина «Недоросль». И только с 1945 года Николай Иванович стал появляться в нескольких фильмах в год. Особым даром актёра было запоминаться зрителям, даже если экранное время его героям отводилось самое незначительное. «Тридцать три», «Семь стариков и одна девушка», «Тени исчезают в полдень», «И это всё о нём» – вот лишь очень малая часть работ Парфёнова в кино.
В киножурнале «Фитиль» он снимался в течение 30 лет, создав огромную галерею образов начальников, замов, завов и прочих бюрократов, сослуживцев, бригадиров, продавцов и официантов, пенсионеров и любопытных соседей. Вряд ли найдётся актер, способный побить этот своеобразный рекорд.
Свою профессию Парфёнов любил всей душой, поэтому к каждому выходу на сцену или съёмочную площадку относился очень ответственно, не позволяя себе ни минуты халтуры – всегда пунктуальный, собранный, готовый к работе. В этом, наверное, и кроется секрет успеха Николая Ивановича. Благодаря своим незаметным негероическим персонажам он стал очень популярен, его узнавали на улице, просили автографы. Так исключительно своим талантом и трудолюбием простой парень из глубинки добился известности и признания.
Семья
В первый раз Николай Парфёнов женился на актрисе Ольге Васильевой. У супругов родилась дочь Ирина, но они были молоды, быт семьи и её финансы находились в самом плачевном состоянии. К сожалению, этот брак быстро распался.
Второй женой актёра стала бухгалтер театра им. Моссовета по имени Лариса Алексеевна. Она одна воспитывала двоих детей от первого брака, которых Парфёнов принял как родных и усыновил официально. Этот брак принёс актёру настоящее счастье, супруги прожили душа в душу 47 лет. В середине 80-х женщину разбил инсульт, и муж ушёл из театра, чтобы быть с нею рядом. К сожалению, вскоре Парфёнов овдовел.
Кончину любимой жены он пережил очень тяжело, но взял себя в руки и смог через какое-то время вернуться к работе. Страна стояла на пороге 90-х. У пожилого уже актёра, честно прослужившего всю свою жизнь, были сбережения, которых с лихвой хватило бы на безбедную старость. Однако в пылу реформ эти деньги на вкладах элементарно сгорели! А пенсия, которую получал человек со стажем работы в 5 десятков лет, оказалась настолько мизерной, что жить на неё было почти невозможно. Парфёнов снимался в кино до 80 лет, последнюю роль в «Фитиле» сыграл в 82.
Приёмные дети опустошили квартиру отца
После смерти жены Николай Парфёнов замкнулся в себе, жил одиноко. Изредка его навещали родная дочь Ирина и сестра Антонина Ивановна. А вот приёмные дети, когда-то ставшие родными, заходили в квартиру пожилого отца лишь затем, чтобы вынести что-то из мебели или техники. В конце концов квартира почти опустела – там остался лишь старый диван да медали хозяина.
Но Парфенов не замечал этого. В последние годы жизни ему всё чаще отказывала память, он мог выйти из дома за какой-нибудь мелочью и забыть обратную дорогу. Одинокий и уже очень немолодой мужчина задумался о том, чтобы перебраться в специализированный интернат для ветеранов кино и сцены. Выяснилось, что для этого требуется передать в ведение государства квартиру. Но сделать этого было нельзя, так как жена втайне от него зарегистрировала на их общей площади свою внучку.
Выписываться из квартиры внучка жены актёра, естественно, не пожелала. Вступать в спор с молодой женщиной Парфёнов не стал, и просто тихо доживал свой век. Николай Иванович ушёл из жизни в 1999 году.
Никто из коллег на прощание с ним не пришёл – ни одна из актёрских гильдий или организаций не заметила его смерти. Тело 88-летнего любимого многими поколениями зрителей артиста сестра кремировала, а урну захоронила на Химкинском кладбище.