Да, не скоро в этот раз сказка сказывается - хотя когда оно у меня скоро было? Но надо заканчивать, а то уже четвёртая статья, а галеоны "от Хокинса" даже и на горизонте не появились. Но они непременно будут, честно-честно!
Перенесемся же опять к острову Улуа, как раз напротив современного Веракруса, что в Мексике.
Недобитая английская эскадра в составе "Иисуса из Любека", "Миньона" и "Джудит", можно сказать, застряла. Бросить обездвиженный "Иисус…" и уйти англичанам не позволяла элементарная жадность, слишком много ценного товара находилось в его трюме. Пришвартовав "Миньон" к "Иисусу", люди работали как проклятые, перетаскивая честно наторгованное (действительно честно, это даже испанцы признавали) с одного корабля на другой. Испанцы же не предпринимали попыток напасть, но Хокинс полагал, что это ненадолго. Стоит испанцам добраться до трюма захваченной "Милости Божьей" - им тут же станет ясно, что на "Иисусе…" добычи гораздо больше. И жадность вполне может возобладать над осторожностью.
Хокинс был почти прав в своих предположениях. Вице-король, дон Мартин Энрикес, вдруг вспомнил, а, может быть, ему напомнили, что его главной обязанностью является не война с английскими контрабандистами, а отправка Серебряного флота. А по правилам, предложенным Педро Менендесом де Авилесом и всецело поддержанным королём, Серебряный флот должен сопровождаться двумя хорошо вооруженными кораблями.
С хорошо вооруженными кораблями дело было не очень. Пожар на "Санта-Кларе" потушить не удалось, и альмиранта сгорела. "Сан-Педро", капитана, получил тяжелые повреждения и нуждался в серьёзном ремонте. Атаковать в такой ситуации транспортными судами, чтобы англичане утопили ещё парочку? Нет уж, увольте.
Однако отпустить их с миром дон Энрикес тоже не мог, поэтому приказал направить на "Иисус…" пару брандеров. Чтобы, значит, он не достался никому.
Подготовка брандеров заняла довольно много времени, нельзя ведь просто нагрузить баркас горючими веществами, поджечь, и пустить по ветру. Сложность именно в том, чтобы направить его, куда следует, и чтобы загорелся он, когда следует - и успел разгореться, как следует, до столкновения со своей целью. Поэтому англичане успели перегрузить большую часть груза с "Иисуса…" на "Миньон", но, когда в их сторону устремились два пылающих корабля - у моряков, до сих пор стойких, не выдержали нервы. Поднялась паника, люди рубили канаты, связывающие между собой корабли, перепрыгивали с "Иисуса…" на "Миньон" - наверное, даже Хокинс этой панике поддался, ведь на "Миньон" он перешёл одним из первых. А может и нет, очевидцы утверждали, что Хокинс перепрыгнул на "Миньон" только когда корабли стали расходиться, а до этого пытался удержать матросов. За этот поступок Хокинса часто упрекают современники - но не его современники, а наши. Дескать, что это за капитан, который не остаётся на корабле до последнего?
Ну, просто ради справедливости. Хоть Хокинс и был капитаном "Иисуса из Любека", но командовал кораблём Роберт Баррет. Хокинс же командовал всей эскадрой, то есть, в современном представлении - адмирал, в испанском того времени - генерал-капитан, в английском - генерал. Особых различий между наземной армией и флотом тогда ещё не существовало. И держать свой флаг Хокинс мог где угодно, хоть на шлюпке, хоть на берегу - и сейчас ему предстояло сделать выбор между судьбой отдельного корабля и всей эскадры.
Как бы там ни было, но паника оказалась напрасной. Брандеры прошли мимо "Иисуса…", который на следующий день был захвачен испанцами, и, к своему недоумению, они обнаружили на борту раненых англичан, а к радости - целых и невредимых заложников, запертых в отдельной каюте. Заложников в спешке просто позабыли побросать за борт, а раненых - ну, ведь даже не всё золото успели перегрузить. А вернуться, после того, как угроза миновала, Хокинс уже не мог. Задул порывистый ветер, на море поднялось волнение, и перегруженный "Миньон" плохо слушался руля. "Джудит" Дрейка держался неподалёку, и, видимо, не так сильно страдал от непогоды. Хокинс не рискнул выходить в бурное море на ночь глядя, и решил остаться в прибрежных водах до утра. Ну а утром судьба преподнесла Джону Хокинса ещё один сюрприз.
"Джудит" исчез. Ночью, не зажигая огней, Френсис Дрейк покинул своего покровителя и отплыл в неизвестном направлении - хотя почему неизвестном? Куда ещё он мог отправиться, кроме Англии. В частности, из-за этого Хокинсу пришлось совершить ещё один поступок, за который его упрекали уже и его современники - высадить сотню с лишним человек с "Миньона" на мексиканское побережье. Иначе до Англии вообще никто бы не добрался.
В начале января 1569 года в гавань Плимута вошёл "Джудит", которым командовал Френсис Дрейк. Корабль был в хорошем состоянии, на борту находились 65 членов экипажа.
Спустя пять дней у Маунтс-Бей показался "Миньон". Уильям Хокинс, брат Джона Хокинса, немедленно послал ему на помощь баркас, и корабль привели в Плимут. После описи находившегося на нём груза "Миньон" отправили в Лондон, с ним вместе отбыл и Джон Хокинс. Из команды "Миньона" в живых осталось 15 человек. Из пятисот моряков, отправившихся в экспедицию "за длинным фунтом", лишь восемьдесят вернулись в Англию.
Алёна ©
О судьбе людей, высаженных Хокинсом в Мексике, тоже будет рассказано.
И до галеонов наконец, доберёмся - в следующей статье, вот в этой:
И конечно - предыдущая: