Это событие в нашей истории наполнено невероятной болью, скорбью, мужеством и силой духа советского народа, сумевшего победить невозможное.
Наступление немецко-фашистских войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года. В этот день на фронт отправилась первая дивизия народного ополчения, состоящая из ленинградских добровольцев. Советские войска отчаянно оборонялись и наносили контрудары — в августе 1941 года экипаж старшего лейтенанта Зиновия Колобанова всего за несколько часов уничтожил сорок три немецких танка и задержал продвижение Вермахта к порогу города на Неве.
В это время финская армия прорывалась к Карельскому перешейку — вражеские клещи все сильнее сжимали Ленинград, но блокадное кольцо не сомкнулось — дорожные пути действовали и масштаб надвигающееся катастрофы не предчувствовался населением, что становилось критичным — невозможно было убедить жителей оставить привычный быт и срочно покинуть город.
По железной дороге удалось вывести 500 тысяч человек — 28 августа из Ленинграда отправился последний поезд. Враг перерезал дорогу Москва-Ленинград и восьмого сентября полностью окружил мегаполис почти с трех миллионным населением.
Ежедневно Ленинград подвергается артиллерийским обстрелам и бомбардировкам. Верховный главнокомандующий Вооруженными силами СССР Иосиф Сталин отдал приказ Георгию Жукову командовать фронтом и Балтфлотом. Меры Жукова укрепили оборону города, но прорвать блокаду не удалось.
Блокада обернулась жуткой трагедией — голодом. В Ленинграде осталось всего два пути снабжения по Ладожскому озеру и по воздуху, под бомбами были уничтожены имеющиеся запасы продовольствия, но даже если бы этого не произошло, имеющихся запасов хватило бы ленинградцам всего на несколько дней.
Во время блокады жители города вспомнили об уничтоженных складах — имеющихся на них сахар смешался с сырой землей, присахаренная земля становилась спасением — землю процеживали и пили, жевали сырой и даже делали карамель.
Метроном. Этот мирный прибор навсегда вошел в военную историю. В начале войны в целях оповещения граждан на улицах многих советских городов были установлены громкоговорители, по которым в случае тревоги транслировался вой сирен. В Ленинграде эту роль выполнял звук метронома — для того, чтобы лишний раз не травмировать и без того обессиливших граждан.
Быстрые щелчки метронома означали, что людям нужно как можно скорее пройти в убежище, а медленные, что опасность миновала. Действовало распоряжение, по которому во всех домах должны работать транзисторы и радиоприемники, а на улицах — системы оповещения граждан. Радиоточки работали круглосуточно, именно через них население узнавало о грядущих авиационных налетах и артиллерийских ударах.
C каждой неделей нормы выдачи хлеба по карточкам становились все меньше — хлеб выпекали с различными примесями в виде солода и жмыха. В это время немецкие войска находились уже у городской черты, Ленинграду не оставалась ничего иного, как переходить к осаде — 22 сентября Гитлер отдал решение стереть город с лица Земли.
— После разгрома Советской России существование этого огромного города не будет иметь никакого смысла. Финляндия также сообщила, что не заинтересована в дальнейшем существовании города рядом с ее новыми границами… Предлагается плотно блокировать город и сравнять его с землей с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены, — говорилось в директиве Гитлера.
C 20 ноября 1941 года ленинградские рабочие получали по карточкам всего 250 граммов хлеба в день, служащим, иждивенцами и детям — 125 граммов — началась массовая гибель населения. В декабре умерло 53 000 человек, в январе 1942 года — более 100 000, в феврале — более 100 000, в марте — более 95 000 человек.
Согласно официальным данным, за дни блокады в Ленинграде погибло около 642 000 человек, по другим данным — более 850 000, только 3% умерли от бомбежек и артобстрелов, остальные 97% — от голода. С начала войны из Ленинграда эвакуировано около 1 800 000 человек, после снятия блокады в городе оставалось 560 000 жителей — в пять раз меньше, нежели в начале войны.
Этот дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Татьяна немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений нацистских преступников. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.
22 ноября 1941 года в ходе блокады Ленинграда начала действовать «Дорога жизни» — ледовая трасса через Ладожское озеро. Благодаря ей множество детей смогли отправиться в эвакуацию. До этого некоторые из них прошли через сиротские дома: чьи-то родные погибли, а чьи-то —работали целыми днями. Советские женщины взяли на себя труд мужчин, уходивших на фронт, и ежедневную заботу в отношении ослабевающих детей.
— В начале войны мы, наверное, и не осознавали, что и детство наше, и семья, и счастье когда-нибудь разрушатся. Но почти что сразу это почувствовали. Слушая рассказы выросших блокадников, понимаешь: сумев сохранить жизнь, они лишились детства. Слишком много «взрослых» дел пришлось делать этим ребятам, пока настоящие взрослые воевали — на фронте или у станков, — рассказала Валентина Гершунина, которую в 1942 году, девятилетней, вывезли с детским домом в Сибирь.
«Дети войны в городках, в деревеньках бревенчатых.
Дети войны. Нас баюкали русские женщины!
Буду помнить я тысячи дней руки добрых чужих матерей,
Руки добрых чужих матерей».
Илья Резник
Около полуночи 18 января 1943 года ленинградцы услышали по радио голос Левитана. Диктор выступил с сообщением о том, что после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. Оперативно прокладывается железная дорога, которая находилась под постоянными обстрелами вражеской артиллерии, о полном снятии блокады говорить было еще рано, но в Ленинград стали поступать продукты питания и топливо.
Происходит разработка плана по освобождению города с уклоном на наступательные силы Балтийского флота — советская операция началась 14 января 1944 года, о начале наступления не сообщалось в газетах и о радио, но слышавшие канонаду ленинградцы понимали — это отсчет последних дней блокады. В успехе наступления никто не сомневался — от грохота орудий буквально дрожала земля, неожиданно мощный удар с плацдарма привел к быстрому разгрому немецкой обороны. Захватив огромные трофеи, советские войска соединились в районе Ропши, отход нацистских частей становился бегством, фронт откатывался от Ленинграда, канонада становилась все тише, и через несколько дней в городе наступила долгожданная тишина.
Из поколения в поколение нам нужно передавать память о наших героических предках, прошедших тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны — защитниках, женщинах и детях, обращающихся к нам со словами: «Наши сыны, этой страшной войны не видавшие, пусть счастливыми будут людьми! Мир их дому! Да сбудется мир!!!».
Автор статьи: Ян Жиманов.