В Твери 8 сентября императорский дворец распахивает свои двери для всех ценителей произведений мастеров Северного Возрождения. В новой экспозиции от членов Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров живописные полотна отца и сына Кранахов, а также графические листы Альбрехта Дюрера. Даже накануне открытия сами музейщики не верили, что работы такого высокого уровня впервые будут экспонироваться в Твери.
Жизнь и творчество одного из крупнейших мастеров немецкого искусства Лукаса Кранаха-старшего и его сына Лукаса-младшего неотделимы от истории Германии конца XV-XVI века, культуры страны периода Возрождения и Реформации. Удачно сочетая в своих работах готические традиции, господствовавшие в те времена в немецком искусстве, и основные принципы живописи Ренессанса, Лукас Кранах-старший создал особенный стиль. На его полотнах фигуры персонажей гармонично вписаны в пейзаж, за счет чего художник наиболее полно передает индивидуальные черты характера своих моделей.
На выставке зритель увидит его произведение на злободневную и сегодня тему – «Неравная пара». Кранах к сюжету диссонирующих пар возвращается частенько. Различные его вариации всегда имеют морализаторский характер. Тема продажной любви по неведомым нам причинам живо отзывалась художнику.
На представленной в Твери картине молодая женщина ожидает оплаты за оказанные ею услуги от неприглядного кавалера. Фрагмент этой картины с изображением самой девушки определен на афишу выставки. Обратите внимание, барышни именно такого типажа, рыжеволосые, с чуть вьющимися локонами, и почти лисьими глазами, – любимый типаж на картинах мастера.
Отечественные художники тему неравных пар также прилежно эксплуатировали. Со школьной скамьи в памяти почти каждого остался «Неравный брак» Василия Пукирева. Искушенный зритель, наверняка сравнивая работы наших мастеров и зарубежных, придет к выводу, что в Европе было принято легче относиться к продажной любви. На полотнах наших художников представительницы прекрасной половины человечества, вступая в мезальянс, неизменно предстают мученицами. У Кранаха же персонажи не обременены терзаниями – во главе всего четкие товарно-денежные отношения.
Еще одно обращающее на себя внимание полотно – портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонии кисти Лукаса Кранаха-младшего. Это один из нескольких сохранившихся прижизненных портретов курфюрста, которого не стало буквально через год. Вниманием художника завладел человек с одутловатым лицом и залысинами, который наморщил лоб и закатил глаза к небу, будто бы предчувствуя предстоящую кончину. Не эталонную красоту персонажа остро подчеркивает безупречно выписанный белый воротник в аккуратных складках. Тонкая работа мастера заставляет зрителя вглядываться в мельчайшие детали картины, даже если речь идет о разглядывании элементов убранства за спиной курфюрста.
Большая удача для жителей Твери увидеть целиком цикл ксилографий «Жизнь Марии» Альбрехта Дюрера, любимого художника императора Священной Римской империи Максимилиана I. Многогранный гений благодаря настойчивости и новаторству зарекомендовал себя крупным мастером Высокого Возрождения. Цикл работ подготовлен им в период с 1502 по 1511 годы. Здесь впервые художник столь скрупулезно дает архитектурные элементы фона, а также использует систему центральной перспективы.
Пристального внимания заслуживают гравюры художника из цикла «Гравированные Страсти» или «Страсти на меди». Все отпечатки выполнены в технике резцовой гравюры на меди, что требует от автора невероятного мастерства. Любые погрешности штриховки заставляли мастера начинать работу заново. Вглядываясь в эстампы Дюрера, понимаешь сколь безупречно их исполнение. Зрителю стоит обратить внимание на тот факт, что при своем небольшом размере они вмещают в себя до десяти персонажей, выписанных дотошно.
Экспозицию усилили гравюрами XVI-XIX веков с видами знаковых для художников городов Нюрнберга, Венеции и Веймара. Заслуживают внимания безупречной сохранности скульптурные изображения святых Георгия и Михаила, а также редкая шкатулка «Времена года» (1548 года).
Шедевры мастеров Северного Возрождения из частных собраний можно увидеть в Твери вплоть до 29 октября.
Возрастное ограничение: 12+.
Нина ТУМАНОВА, фото автора