По данным РБК в любой транспортной компании независимо от размера автопарка расходы на топливо составляют около 46%.
Чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, вы можете посчитать собственные затраты по формуле: 32 литра на 100 км, то есть расход 0,32 на один км, умножаем это число на стоимость дизельного топлива (возьмем в среднем 60 руб). Получаем 19 рублей. При этом показатель руб/км в транспортной компании составляет 55-65 рублей.
Как можно оптимизировать эти расходы?
1. Установить на машинах датчики уровня топлива (ДУТ) с навигационным блоком ГЛОНАСС/GPS
Системы удаленного мониторинга позволяют контролировать расход топлива и быстро выявить факты слива и кражи бензина. Таким образом, потери на топливо сократятся не менее, чем на 10%.
2. Внедрить систему мотивации за экономичное вождение
Увеличьте премию тем, кто не нарушает скоростные режимы и не устраивают «пережог» топлива. Лучше, если зарплата водителя состоит не из фиксированной суммы, а из вознаграждения по формуле «оклад + премия за выполненную работу + бонусы за экономию топлива и бережливое отношение к автомобилю». Вождение по правилам позволяет снизить расход топлива на 8-10 процентов.
3. Следить за техническим состоянием автомобилей
Техническое состояние ТС напрямую влияет на количество потребляемого горючего. Например, расход топлива может увеличиться при низком давлении в шинах или из-за загрязнения топливного фильтра. Профилактическая промывка топливной системы и бензобака должна проводиться ежегодно.
Отметим, что во многих транспортных компаниях сохранилась такая схема: чем больше автомобиль загоняют в сервис, тем меньше премиальная часть у механиков/начальников колонн. Именно по этой причине сотрудники могут игнорировать некоторые технические проблемы.
4. Оптимизировать маршруты
Например, из Москвы до Санкт-Петербурга водители фур часто ездили через Вышний Волочёк, долго стояли на одном из светофоров и впустую “молотили” топливо. Поэтому важно строить маршруты, учитывая такие нюансы. Здесь стоит рассказать о собственной разработке команды CARGO.RUN - это граф грузовых дорог, который непрерывно обогащается за счет сбора и анализа координат всех автомобилей, пользующихся платформой (на текущий момент около 15 тысяч ТС).
5. Заправляться на АЗС со скидками
В некоторых транспортных компаниях давно появилась такая должность, как учетчик топлива. Этот специалист составляет план заправок по маршруту. На АЗС с более низкой стоимостью заливается полный бак. Однако вручную обсчитать и учесть все нюансы невозможно. Ведь, как правило, компании используют несколько топливных карт и у всех разные условия, например, цена за литр зачастую зависит от объема залитого горючего. Кроме того, стоимость в разных регионах на заправке одной компании сильно отличается и может меняться едва ли не ежедневно. Оптимальный план заправок, учитывая уровень топлива и актуальные цены, а также индивидуальные скидки компании, можно рассчитывать автоматически благодаря Топливному планировщику CARGO.RUN.
Система:
- интегрируется с ДУТ
- позволяет автоматически открывать и закрывать лимиты топливных карт - производит перерасчет плана в зависимости от изменения цен на АЗС и фактического расхода
- учитывает межсезонье и региональные настройки
- при приближении к АЗС водитель получит push-уведомление и звуковое оповещение.
Компании, которые уже подключили Топливного планировщика, экономят от 1 до 3 рублей за литр. При автопарке в 100 единиц благодаря использованию системы расходы могут сократиться на 9-10 млн рублей в год.
Мнение наших экспертов: чтобы оптимизировать расходы, необходимо, чтобы все вышеперечисленные инструменты работали в совокупности, имеем в виду системы мониторинга, 1С, ДУТ и CARGO.RUN, в котором вся информация консолидируется.
Благодарим за помощь в подготовке материала:
Камиля Баймухаметова - в разное время занимал ключевые позиции в нескольких транспортных компаниях, в том числе был директором по логистике, антикризисным управляющим. Сейчас активно консультирует представителей транспортных компаний.
Тимура Каримова - работал в транспортных компаниях в разных ролях от логиста до коммерческого директора. Разработчик программы для оперативного управления ТК CARGO.RUN