Найти тему
Сто лет учитель

Как я мотивирую детей хорошо работать на занятии

Замучаешься с вашими прописями!
Замучаешься с вашими прописями!

Мой муж (директор первой частной школы в городе) учил нас, молодых педагогов:

- Захочешь поругать, сначала похвали!

Похвала открывает ребёнку уши. Да и взрослому человеку тоже. Если вы чувствуете, что вас ценят, относятся к вам по-доброму, то критику примите уже спокойно.

Иногда я скатываюсь к банальному «замолчали все!». Но потом вспоминаю наставление.

Из практики прошлых лет.

В той самой первой школе я вела обучение чтению. Образовательная программа у нас была традиционной, но методы свои.

Учила читать через слайды. Сначала алфавит по букве, потом короткие слова, потом длинные, потом фразы, а уж потом переходили к печатным текстам. Зайцев свои кубики в это время активно обкатывал, но мы пока ещё не были знакомы с ними.

Так вот, помню мальчик Тимур всё никак не ухватывал способ слияния звуков. Было ему скучно, и он баловался. Я злилась, ругалась, пока не вспомнила про похвалу.

Это сработало моментально. Неумеренная поначалу похвала за какой-то крошечный успех заставила ребёнка почувствовать себя победителем, он ринулся осваивать навык и вскоре читал бегло.

А я ведь тоже получила тогда положительное подкрепление! И этот способ вошёл в мою педагогическую практику.

Сейчас я веду несколько разных предметов, тоже факультативно. То есть оценок не ставлю, да и посещение необязательное. Некоторых ребят мотивирует только оценка. У них очень слабый самоконтроль, если нет жёстких рамок, туши свет: болтают, несут чушь, выкрикивают, хохмят. Таких оболтусов я могу и отругать, и выставить вон. Но отношение у них ко мне лично, и к моему предмету остаётся хорошим. (И моё к ним – тоже). А всё потому, что я владею секретным приёмом «похвали!»

Иногда ору, как сумасшедшая:

- Ты гений!

Действительно кричу! Ну, ладно, очень громко восклицаю. Хвалю по отдельности, и весь класс. «Выдаю» медали за ум, наблюдательность и прочие качества. Записываю удачные сравнения и мысли. Поверьте, я искренна. Дети верят. А я и правда восхищаюсь, когда им удаётся подняться чуть выше.

Дети же – наше будущее.

Да и толку-то истерить, если кто-то мешает вести урок. Или выгони, или заинтересуй.

-2