В конце прошлой недели в казнете распространилось видео, на котором сотрудники колонии в Атбасаре бьют резиновой дубинкой осуждённого за отказ навести порядок в туалете. Видео вызвало волну возмущения, в учреждении провели служебное расследование и в результате уволили 11 сотрудников, причастных к инциденту, а начальника колонии, главу акмолинского ДУИС и его заместителя отстранили от должностей.
Но накануне по Сети распространилось уже другое видео. На нём те самые 11 сотрудников обращаются к президенту и народу Казахстана, заявляя, что действовали законно и так предотвращали возможный бунт.
Избили дубинкой на камеру за отказ мыть унитаз
Для тех, кто не смотрел видео, вот его краткое описание: сотрудники колонии спрашивают, будет ли осуждённый мыть санузел, тот говорит, что не будет – так его научил брат на воле. После этого голос за кадром командует: «Применяйте спецсредства». Несколько человек валят осуждённого на пол, держат за руки и ноги, а один несколько раз бьёт его резиновой дубинкой ниже спины.
По словам отстранённого начальника колонии, они действовали в рамках закона, применение спецсредств, как положено, зафиксировали на видео, а осуждённый — злостный нарушитель.
Но вот только за нарушения внутреннего распорядка не предусмотрено физическое наказание. Можно сделать замечание или выговор, водворить в изолятор или в одиночную камеру.
А опции телесного наказания попросту нет.
Что вообще такое «спецсредства»?
Постсоветский канцеляризм, включающий дубинку, наручники, электрошокеры, газовые баллончики, огнестрельное оружие. В Норвегии, например, их именуют менее завуалированно — «вооружение».
В любой стране спецсредства применяют при попытке побега, сопротивлении сотрудникам и обороне во время нападения. Но везде указано, что это мера для крайних случаев. Но был ли таковым случай в атбасарской колонии? Сотрудники колонии считают, что был, а их начальство, что нет.
Ломка личности, а не наказание за нарушение режима
«На кадрах — конвейерный процесс ломки личности. Это когда всех засовывают головой в унитазы, заставляют их чистить зубными щётками. Меня так же окунали. Ударили ногой в поясницу и повредили крестец, из-за чего я не мог двигаться. И потом 10 дней, пока я находился в карантине, ко мне применяли всевозможные пытки: хлорка, мороз, "ласточка"»,
— рассказал правозащитник Вадим Курамшин, отбывавший срок в колонии в Атбасаре.
Одним — дастархан, другим — дубинка
Вслед за видео с избиением в колонии появилось фото тюремного застолья осуждённого экс-генерала Кудебаева.
Его даже прокомментировал спикер Сената, пообещав наказание тем, кто «закрывает глаза на закон и даёт возможность обеспечивать какие-то хорошие условия заключённым».
Юрист же считает, что никаких нарушений тут нет, ведь заключённый имеет право получать передачи. Возмущает другое.
Все равны, но некоторые равнее?
«Не думаю, что наказанный дубиной общественник может так же спокойно кушать переданные ему продукты в комфортной обстановке, а Кудебаев — дежурит и лично моет унитазы, и в случае отказа — его также порят»,
— подводит итог юрист Сергей Уткин.