Тридцать четыре года она преподаёт математику, бесстрашно открывает улей, в котором миллион пчёл, и выращивает необыкновенной красоты фиалки. Елена Петровна Чумачёва считает, что учитель – это человек, который должен помочь ребёнку в решении не только школьных задач, но и жизненных. О детстве, уроках, успехе учеников и даже космосе – в интервью Елены Петровны.
«Получение красивого ответа в сложной математической задаче вызывало у меня эйфорию»
— Вы преподаёте математику, а в детстве любили уроки алгебры и геометрии?
— Всегда любила считать. Получение красивого ответа в сложной математической задаче вызывало у меня эйфорию. Когда учитель даёт задание, ты долго над ним думаешь, а потом находишь решение, то это просто наслаждение.
— Какова роль педагога в зарождении этой любви?
— Моим учителем математики была классный руководитель - Серафима Андреевна Короткова. Она нас вовлекала в свой предмет, заинтересовывала. Из нашего класса три человека стали учителями физики и математики. У нас было заведено, что те ученики, которые хорошо разбираются в алгебре и геометрии, ходят домой к одноклассникам и объясняют им непонятные темы, помогают делать домашнее задание. Кроме этого, каждую неделю мы выпускали математическую газету. Подбирали материал сами. Но в учителя не собиралась, думала, что пойду в торговлю. Там буду всё считать, получу экономическое образование.
— В какой момент всё поменялось?
— Отец мне сказал, что в финансово-экономический не пустит: «Проторгуешься, а коровы у меня нет, как будем отдавать долг?». Он боялся, что кто-то подставит меня, что-то пойдет не так. А родители рабочие, у нас в семье десять детей. Шестеро из них – дети отца от первого брака, у него жена умерла молодой. Мы все хорошо учились. Самый старший брат, например, окончил школу с золотой медалью, учился в МГТУ им. Баумана, был одним из претендентов на полёт в космос. Но не прошёл медкомиссию по плоскостопию. Всю жизнь был инженером, сейчас занимается программированием.
— А Вы не мечтали полететь в космос?
— Я боюсь высоты. Для меня даже колесо обозрения – мечта непостижимая. Вероятно, есть нарушения вестибулярного аппарата. Я даже на качелях не могу качаться, меня укачивает.
— Какой вариант Вашей будущей профессии предложил тогда папа?
— Он и предложил стать учителем, а я была не против. Окончила Калужский государственный педагогический университет. С первого для после получения диплома работаю в школе. Никогда не пыталась поменять профессию. Чувствую, что это моё. Шестнадцать лет отработала в Калуге, а в 2005 году мы с мужем переехали в Москву, с тех пор я работаю в 10-м корпусе «Школы Глория». Уже 18 лет. Вся трудовая книжка – это две записи.
«Спасибо Вам за то, что Вы с нами разговариваете»
— Каким вы видите хорошего учителя?
— Во-первых, учитель должен быть объективным. У него не должно быть любимчиков. Хороший учитель для меня тот, который по-честному выставляет оценки. Во-вторых, учитель должен уметь договариваться с детьми, находить общий язык, но при этом сохранять дистанцию. Надо дружить со всеми одинаково, но не переходить границу. Например, дети на уроке могут спросить: «Какие Вы конфеты любите?», «А кем Ваш муж работает?». Я такие разговоры пресекаю. Ещё хороший учитель – это человек, который должен при необходимости помочь ребёнку. Причём не только с точки зрения предмета. Например, у меня есть ученики, которые говорят: «Спасибо Вам за то, что Вы с нами разговариваете». Не хватает детям общения со взрослыми. Не всегда дети могут поговорить с ровесниками на какие-то темы. Здесь нужен опытный человек, который выслушает и подскажет, как действовать в той или иной ситуации.
— Как должен пройти урок, чтобы Вы остались им довольны?
— Идеальный урок – это живой урок. Он часто получается экспромтом. Заранее никогда не угадаешь, как всё пройдёт. Да, ты напишешь план, но всё может измениться. И надо уметь перестроиться в соответствии с тем, как усваивают дети, что они готовы слушать. Когда приводишь примеры из жизни, сопоставляешь математику с бытовыми ситуациями, это детей заинтересовывает.
— Наверняка ребята хоть раз спрашивали, как в реальной жизни они будут использовать знания тригонометрии, например. Что Вы об этом думаете?
— Тригонометрические функции – это наша кардиограмма. Чтобы понять, насколько правильно у нас работает сердце, мы должны посмотреть на синусоиду, которая изучается на тригонометрии. Конечно, никого от инфаркта и инсульта знания тригонометрических формул не спасут. Однако, область их применения все же зависит от той профессии, которую выберут ученики после школы. Поэтому в школе мы получаем общее образование.
— Процесс обучения непосредственно связан с достижением успеха – ребята получают знания и оценки. Что для Вас успех ученика?
— «Пятёрка» – не показатель. Я всегда детям говорю: «Я буду счастлива, даже если вы не станете знаменитыми, но будете хорошими людьми, хорошими родителями. Будете интеллигентно общаться, ценить и уважать своих родственников, помогать окружающим». Мы с семьёй, например, подбираем бездомных кошек. Сейчас у нас живут Рыжка, Муська и Снежка. Уже много лет на даче подкармливаем уличных котов.
«А это разве кабинет математики, не биологии?»
— Ваш кабинет похож на сад, расскажите про своё увлечение.
— Когда новые ученики приходят в кабинет, то спрашивают: «А это разве кабинет математики, не биологии?». Уже более тридцати лет я занимаюсь фиалками, это моя страсть. Сейчас мало цветущих, они пока восстанавливаются, но скоро зацветут вновь. Растения – это моё всё. Дома у меня тоже много фиалок. Когда начинают цвести, это такие шапки. Сейчас сортов стало очень много, дети видят, что мне это нравится, начинают дарить. Их бабушки мне передают необычные сорта, которые специально покупают на выставках.
— Вам еще нравится выкладывать алмазную мозаику, есть ли и другие увлечения?
— Бисером вышиваю, вяжу. Огромное количество времени отдаю даче. У нас есть пасека, мы занимаемся пчёлами вместе с сыном уже более десяти лет. В первый день было страшно открыть улей, в котором миллион пчёл. Я думала, что они меня съедят!
— Не съели?
— Нет, кусают, но я уже привыкла. К счастью, у меня нет аллергии. Почешется немного и пройдёт. Пчеловодство – это отдельный мир. Ещё мы на даче многое выращиваем – овощи, ягоды. Редко получается куда-то уехать, потому что грядки оставить нельзя. Многие увлечения откладываю – думаю, когда на пенсию выйду, начну. Очень хочу научиться делать шоколадные букеты. Мыло я уже варила, плела корзинки из газетных трубочек, теперь хочется ещё это попробовать.
#УчитьВдохновлятьРазвивать2023
#ГодПедагогаНаставника
#ГПН 2023 #ДОНМ
#МоскваГодПедагогаНаставника