— А почему Тойота, когда фамилия семьи Тойода?
Пожалуй, вопрос не менее интересный, чем про бренд Тойопет (Toyopet) с которого мы начали первую часть нашего материала. Но перед тем как продолжить, давайте уточним, почему компания Toyoda названа не по фамилии, а D заменена на T?
Это идея суеверного Киичиро. Чтобы нарисовать иероглиф «Тойода», необходимо девять движений кисти. А число девять считается у японцев несчастливым. А вот Тойота требует 8 движений кисти — напротив, число счастливое! Всё просто. Теперь, мы плавно переходим к повествованию о первых автомобилях Тойота (Toyopet).
Название Toyopet было впервые использовано в 1947 году, после Второй мировой войны. Японские маркетологи рассуждали так: слово «Toyopetto» в японском как один из вариантов «лучший», а в английской транскрипции ещё интереснее: Toy (игрушка) и Pet (животное), как бы подчеркивая компактный размер автомобиля.
Кстати, по сравнению с другими японскими авто, это было совсем не крошечно, но в Европе и США размеры модели соответствовали определению маленького автомобиля.
С названием моделей тогда фантазия у японцев работала хуже и первый семейный автомобиль назвали просто индексом двух букв – SA.
Официально говоря, Toyopet SA был «разработан с использованием решений немецких автомобильных инженеров». На самом деле, еще до войны японские туристы посетили Германию и …«тщательно изучили проекты и принципы производства VW и Porsche». Так что, все визуальные и конструктивные сходства с легендарным «Жуком» — абсолютно случайны. И, трудно поверить, но именно из этого автомобиля дальше появится Crown.
В связи последствиями войны, в 1947 году было выпущено очень мало автомобилей, и Toyopet SA было одним из них. К 1952 году было выпущено только 215 автомобилей модели SA. После SA вышел Toyopet SB с забавным «носом», напоминающим и немецкого Beetle, и SA одновременно. Легкий грузовик был чрезвычайно популярен.
Транспортное средство было спроектировано таким образом, что двигатель был впереди, а ведущие колеса были сзади. После этого в Тойоте задумались о производство новой модели – SC, но идея заглохла на трех прототипах.
Кстати, интересный факт. Первой моделью, для названия которой японцы применили отдельное имя, изменив изначальные, обезличенные буквы индекса, также был легкий грузовичок — Toyopet Stout (ранее Toyopet RK23). Произошло это в 1959 году.
К тому времени двух и «трехбуквенные» Toyopet уже бойко продавались. Например модель RH, могла быть и RHN – это означало кузов изготовленный New Mitsubishi Heavy Industrial Manufacturing Co, а модель RHK — Kanto Auto Works.
Эта модель получила недавно разработанный 1,5-литровый двигатель Type R (нет-нет, Хонда тогда еще делала только мотоциклы) и была фаворитом среди полицейских, а также медиков и таксистов.
После замены буквенного индекса, Toyopet RH стал известен как Toyopet Super, так называли модели с 1,5-литровым 48-сильным двигателем. При этом японцам уже так понравилось давать имена моделям, что этот же автомобиль, но с 1-литровым двигателем, назвали Toyopet Custom.
Неудивительно, что следующую «революционную» модель решили «короновать». Слово «корона» неоднократно появляется в названиях других моделей Toyota, так как оно стало для компании одним из первых символов успеха.
Слово Crown переводится как «корона» с английского языка. Кстати, Corolla — это «маленькая корона» на латыни. А Camry не что иное, как фонетическая транскрипция слова «kanmuri», обозначающего корону на японском языке. А про Toyota Corona и объяснять не надо. Но всё началось с Toyopet Crown.
В 1957 году Toyota отправила делегацию в Соединенные Штаты, чтобы пощупать рынок продаж в этой стране. Три японца привезли с собой несколько моделей Toyopet Crown.
Белая и черная Crown, и Crown Deluxe, которые были представлены потенциальным дилерам и журналистам.
В те годы в США не то, что еще не считалось «японское, значит качественное». А наоборот, считалось что японское – это недорогое и некачественное, в основном ширпотреб, сковородки, посуда, утварь. Путь очень похожий на китайский и тогда Тойоте надо было срочно что-то менять в репутации японских товаров.
Сложно поверить, но Тойота выпускала автомобили … из стали на 50% толще, чем тогда имела средняя американская машина! Японцы также учли, что хотели в США от машины: много хромированных и «роскошных элементов», таких как радио, печка и шины с белыми боковинами.
В результате американская пресса назвала Crown – baby Cadillac, малыш Кадиллак. Это был успех и первый успешный пиар японцев в Америке. Однако это помогло только старту продаж. Первые американские владельцы Toyopet Crown стали жаловаться на то, что китайские японские машины слишком медленные, тяжелые, валкие и с плохой шумоизоляцией.
Японцы пытались исправить недостатки, увеличивая мощность двигателя и делая автомобили легче, но в Соединенных Штатах было продано чуть более 2000 причудливых Toyopet, и Toyota потеряла примерно 1,5 миллиона долларов. Их вторая попытка на рынке США с Toyopet Corona –, которая называлась Toyota Tiara там — была более успешной.
У Toyopet была собственная маркировка, но с первым опытом выстраивания истории бренда в США, японцы решили покончить с «игрушечно-животной» составляющей и в середине шестидесятых Тойота отказывается от марки Toyopet.
Что интересно, к тому времени в самой Японии, на внутреннем рынке уже знали об экспортной истории Toyopet и там этот бренд продолжал быть популярным. История немного напоминает Lexus – в Японии долгое время не было этого бренда, а аналогичные модели продавались как Toyota. Но японцы были готовы переплатить за реэкспорт Lexus назад в Японию (и даже с левым рулем), потому что это считалось круто. В итоге Lexus стал продаваться и в Японии. А вот Тойопет вскоре канул в лету на всех континентах, оставшись лишь в музейных и коллекционных экспонатах.
--------------------------------------------------------------------------------------
👉🏻В наших соцсетях много полезной информации, присоединяйтесь!
🔹Официальный сайт TOLEX 🔹Telegram 🔹Чат TOLEX 🔹Drive2 🔹Вконтакте 🔹YouTube