Найти тему
TOLEX Tuning

CROWN, LAND CRUISER, TIARA, MARK II — путь Toyota к мировому признанию (3 часть)

Продолжаем серию статей про историю бренда Toyota, если вы пропустили предыдущие, читайте их по ссылке.

27 марта 1952 года умер Киичиро Тойода, основатель Toyota Motor Corporation. Его отец, Сакичи Тойода, был владельцем компании Toyoda Automatic Loom Works, которая занималась производством ткацких станков. Он завещал сыну не просто продолжение своего дела, но и создание автомобильного направления. Однако по-настоящему автомобилями занялся именно внук создателя, Эйдзи Тойода, сын Киичиро.

Еще в 50-ых, Эйдзи ездил в США на переговоры о слиянии с Ford Motor Company, и будущее автомобилей Toyota едва не стало частью американского автопрома. Но начало Корейской войны остудило отношения с Азией и в США, вступает в силу запрет конструкторского сотрудничества с японцами. В последнем вагоне уходящего поезда Эйдзи Тойота успевает побывать стажером в КБ Ford и по возвращению в Японию, Toyota становится единственным японским автопроизводством, идущим по своему, а не лицензионному пути. Условно «своему», так как поначалу копировали всё и вся, но при этом очень внимательно наблюдая за реакцией потребителей.

Toyota Crown RS20 1958
Toyota Crown RS20 1958

В то же время Toyota начинает свою экспортную экспансию с Crown. Модель начинают продавать в Юго-Восточной Азии и Южной Америке, где покупатели были гораздо менее требовательны к автомобилям, чем европейцы и североамериканцы. Последних же категорически не устраивали основные недостатки модели. Ранние Toyota Crown в кузове RS20 были откровенно маломощные и разгонялись на американских хайвеях от силы до 75-80 миль в час. Кроме этого, мотор часто перегревался на максимальной скорости или на холмистой местности, ну и главное – стоимость Crown была не настолько интересной, чтобы реально конкурировать с основным соперником на тот момент VW Beetle.

Toyota Crown RS20 1960
Toyota Crown RS20 1960

Японцы попробовали заманить клиентов увеличенной гарантией. Тогда, как в среднем машины на американском рынке имели гарантию 4 месяца или 10 тысяч км пробега, Toyota увеличили этот срок до полугода и 15 тысяч километров. Но это не особо помогло, и за год реализовали всего 287 Toyota Crown.

Toyota FJ25 1959
Toyota FJ25 1959

Кстати, не легче на старте экспорта была судьба и будущего бестселлера Toyota Land Cruiser. Модель в кузове FJ25 специально для требовательных американцев оснастили такими «излишествами», как указатели поворота, дворниками, мягкой крышей, запаской и набором инструментов. В 1958 году продали первый и …единственный «Крузак», а еще через два года было реализовано всего 162 автомобиля.

-4

В итоге, все 70 дилеров Toyota в США сумели продать менее 2000 Toyota Crown, после чего председатель совета директоров Тайцо Ишида в сердцах не придумал ничего лучше, чем сделать харакири – утопить не проданные Crown (около 200 штук) в океане, что конечно же не было принято всерьез. Но модель Crown покидает американский рынок.

Последняя реклама провального Crown в США
Последняя реклама провального Crown в США

На самом деле, на тот момент, экспортным автомобилям Toyota не хватало не только репутации, но и грамотного маркетинга.

Сборочное производство Toyota в Бразилии, 1959
Сборочное производство Toyota в Бразилии, 1959

Но Эйдзи Тойода решает сконцентрировать усилия на развитии бренда в других регионах, и в 1959 году первые автомобили Toyota начинают собирать в Бразилии, одновременно наладив экспорт в Европу.

Европейские сельчане радуются первым Toyota
Европейские сельчане радуются первым Toyota

Первыми покупателями японской экзотики стали единичные автолюбители Норвегии, чуть позже подтянулись и финны, за ними шведы и датчане. Но всё это не приносило желаемых объемов продаж, и японцы упорно продолжали свои шаги навстречу американскому рынку.

Toyopet Crown RS30
Toyopet Crown RS30

Crown в кузове RS30 получает более мощный двигатель, объем которого увеличивают до 1.9 литра. Это позволяет предложить версию с АКПП. С конструкцией, как и с количеством передач, решили не экспериментировать – всё скопировали. И даже название 2-х ступенчатой трансмиссии Toyoglide без особого креатива отсылало к американской АКПП Chevrolet Powerglide, впрочем, покупателей это не волновало. Ведь Crown RS30 предлагался только у себя на родине.

Land Cruiser FJ40 1962
Land Cruiser FJ40 1962

К тому времени, у японских конструкторов в серию выходит Land Cruiser в кузове FJ40. Модель, которой в будущем предстоит испытать триумф, стать легендой и прожить на конвейере несколько десятков лет.
Но на тот момент в Америке Toyota не делает ставку на модель, считая её не особо гражданской. Японцы продолжают продвигать модель Corona. Надо сказать, небезуспешно – к 1961 году на неё находятся уже 25 тысяч покупателей.

Tiara Model RT20L 1960
Tiara Model RT20L 1960

Воодушевленные японцы обновляют Corona под именем Tiara Model RT20L, но, всё же, небольшой автомобиль с полуторалитровым мотором, 60 л.с., явно остается не лучшим вариантом для американских хайвеев.

Crown RS40 1962
Crown RS40 1962

К тому времени Crown в Японии получает серьезное обновление в кузове RS40, и именно тогда приходит от малолитражки к габаритам крупного седана. Мотор остается прежним, объемом 1.9, но обзаводится двумя карбюраторами, и мощность доводится до 100 лошадей.
Этот же мотор с чуть меньшей мощностью (90 л.с.) начинают ставить и на Tiara Model PT30L, что сделало модель значительно более динамичной.

Реклама RT30L
Реклама RT30L

Японцы так гордились новым мотором объемом 1900 куб., что так и называли в рекламе – Toyota 1900. А для убедительности добавляли слова EXTRA и POWER. Слово SUPER уже было освоено чуть раньше.

Toyota Crown Eight VG10 1964
Toyota Crown Eight VG10 1964

Японцы, основательно обжегшиеся на американском рынке с тихоходностью и маломощностью своих первых автомобилей, начинают работать над более мощной версией Crown.
Для возвращения Crown в США подошел бы мотор V8 объемом 2.6 литра и мощностью 110 л.с., работающий в паре с 3-х ступенчатым автоматом. Кроме того, такой Toyota Crown Eight VG10 в базе имел электропривод всех стекол, передних кресел и даже форточек в дверях. Это, не считая роскошной плюшевой обивки, гидроусилителя руля, кондиционера и магнитолы Panasonic с автоматическим поиском станций. Но модель выходит на внутренний рынок.

С таким Crown японцы целились по прямому назначению названия модели, в автопарк императора. И частично это удалось, такую машину выбрал для себя японский премьер-министр.

Toyota Crown MS41 1963
Toyota Crown MS41 1963

Но в США V8 предлагать не спешат, осторожно вернув на рынок Crown с двухлитровым мотором V6. Тормоза также доработали, заменив барабаны спереди на тормозные диски, такой кузов назывался MS41. Коробка оставалась механической, 4-х ступенчатой, а сплошной диван спереди сменили раздельные кресла.

Японская мафия на Toyota Crown, 1967. Кадр из фильма You live only twice.
Японская мафия на Toyota Crown, 1967. Кадр из фильма You live only twice.

В середине 60-ых Toyota начинает познавать азы продакт-плейсмента и удачно интегрирует пару своих автомобилей в одну из серий про агента 007. Сам Джеймс Бонд рассекает в фильме «You live only twice» на спортивном купе Toyota 2000GT, тогда как якудза гонятся за ним как раз на Crown MS41.

Популярность Toyota в США начинает расти, американский журнал «Motor Trend» присуждает модели Corona титул «Автомобиль года» и хвалит качество автомобиля. Продажи выходят на цифру 20 тысяч автомобилей в год, выводя Toyota на третье место среди импортных марок в Штатах.

Журнал Motor Trend категорически рекомендует Toyota Corona
Журнал Motor Trend категорически рекомендует Toyota Corona

В Японии продажи Toyota взлетают еще больше, только за один месяц перевалив за 8000 автомобилей и это делает компанию лидером внутреннего японского авторынка. Пожалуй, именно в то время в фундамент Toyota были заложены основные достоинства, за которые марку полюбили на долгие годы: надежность, качество и богатое оснащение. Именно американский рынок заставил Toyota серийно устанавливать кондиционер и электропакет, которые изначально не пользовались популярностью на внутреннем рынке. После американцев новинки стали интересны и японскому потребителю. Маркетологи Toyota не упустили момент и стали предлагать автомобили, обкатанные на внутреннем рынке, на экспорт, – это быстро вывело японские машины в статус «навороченных».

И если американский рынок удивить этим было сложно, то на фоне бедных комплектаций европейских одноклассников тех лет, японцы заметно выигрывали.

Renault 16, 1968
Renault 16, 1968

В 1965 году появляется первый в мире хэтчбек, Renault 16.

Toyota Corona RT40
Toyota Corona RT40

Японцы реагируют очень быстро, через пол года в версии хэтчбек выходит серийная Corona RT40.

В 1968 году Corona получает приставку Mark II в одной из своих версий. Но до «легендарных Марков» простенькой Corona еще предстоит расти и расти.

Toyota Corona Mark II 1968
Toyota Corona Mark II 1968

Тем временем, только за 1969 год и только в США Toyota продает 125 тысяч автомобилей. К 1972 в США продан 1 миллион автомобилей Toyota. Японские моторы массово меняют карбюраторы на электронный впрыск топлива, а ходовая часть всё чаще получается независимую подвеску всех четырех колес.

Toyota Corona Mark II GSS 1970
Toyota Corona Mark II GSS 1970

Следующее поколение Mark II выделяется заряженной версией MKII 2000 GSS в модном для эпохи кузове хард-топ. Под капотом двухлитровый 4-цилиндровый мотор с двумя распредвалами. Доработанный фирмой Yamaha, этот инжекторный мотор развивал 145 сил и вместе с отличной для своих лет динамикой, обладал хорошей экономичностью. Начиналась эпоха легендарных японских моторов, которые разительно отличались от допотопных европейских.

Toyota Mark II 1975
Toyota Mark II 1975

В 1973 история модели Crown в США заканчивается, её сменяет Mark II. С этого начинается легендарная модель в её выросших габаритах и богатой комплектации: с гидроусилителем, кондиционером, электропакетом и магнитофоном.

Бортовые компьютеры и космические панели. Начало.
Бортовые компьютеры и космические панели. Начало.

В те же годы приходит мода на бортовые компьютеры, на Corona это называлось Electro Sensor Panel и завораживающе светило лампочками с потолка. В 1975 Toyota окончательно и надолго выходит в лидеры, заняв первое место в продаже импортных автомобилей в США.

Toyota 80х годов
Toyota 80х годов

То, что происходило с компанией дальше, пожалуй, уже можно было бы назвать «новой историей». Бум на японские автомобили позволил Toyota создавать интереснейшие модели, которые уже не копировали, а опережали большинство европейских брендов в технологиях, при этом предлагая значительно более богатые комплектации. Про каждый год жизни компании в 80-ых можно было бы написать отдельный рассказ. Да что там год, про каждую модель Toyota с годами написали по отдельной книге, созданы сотни автоклубов по всему миру.

«Тойота. История первых 50 лет»
«Тойота. История первых 50 лет»

В серии статей мы постарались рассказать наиболее запомнившиеся фрагменты истории Toyota из книги «Тойота. История первых 50 лет», добавив и другие малоизвестные факты из разных исторических источников.

Toyota из года в год совершенствует свои автомобили, поэтому рассуждать о «пике» успеха компании в настоящее время не приходится. Мы активно следим за обновлениями модельной линейки Toyota и Lexus и делимся множеством интересных особенностей и тонкостей с клиентами, а также на наших страницах в социальных сетях.

--------------------------------------------------------------------------------------

👉🏻В наших соцсетях много полезной информации, присоединяйтесь!

🔹Официальный сайт TOLEX 🔹Telegram 🔹Чат TOLEX 🔹Drive2 🔹Вконтакте 🔹YouTube

Авто
5,66 млн интересуются