Каждый из нас сталкивался со странными звонками из прокуратуры, банка или МВД. По статистике, звонки от мошенников получают 90% россиян, это более половины всех входящих звонков с неизвестных номеров.
76% опрошенных раздражаются из-за звонков, треть опрошенных «троллят» мошенников в ответ:)
Телефонное мошенничество остается популярным у преступников способом украсть деньги и завладеть данными карты. Наиболее популярные (работающие) сценарии:
- звонки якобы из служб безопасности банков,
- звонок по товару, выставленному на avito и других подобных ресурсах,
- звонки якобы из правоохранительных органов
- "многоходовки" с государственными организациями: госуслуги, пенсионный фонд, собес.
Наверняка вам уже звонил "лейтенант полиции" по поводу дела о поддельном паспорте какого-то там Иванова Ивана Ивановича?
Согласно данной схеме, аферисты звонят потенциальной жертве по нескольку раз и с разных номер, получая все больше личной информации и пытаясь себя не выдать. В большинстве случаев они представляются сотрудниками следственных или правоохранительных органов, втираясь к человеку в доверие. Поводом для общения становится просьба оказать содействие в расследовании дела. Все это может продолжаться несколько дней, пока мошенники не накопят необходимое количество личной информации. А уже после они под разным предлогом уговаривают жертву взять кредит или рассказать свои платежные данные.
Другая схема мошенничества: злоумышленники направляют гражданам электронное письмо, внешне напоминающее сообщение от портала госуслуг, и предлагают ввести страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и номер банковской карты. Письмо содержит типичные для сообщений портала госуслуг элементы: логотипы, шрифт и гиперссылки, но отправляется с «левого» адреса. Жертву заманивают сообщением о начислении «социальных компенсаций», для оформления которых нужно перейти по фишинговой ссылке, указав номера СНИЛС и банковской карты.
Как себя вести с мобильными мошенниками?
- Не перезванивайте по незнакомым номерам, даже если вам поступил звонок, который был сразу же сброшен
- Не переходите по подозрительным ссылкам, которые отправляют звонящие
- Если вам позвонил «представитель банка», положите трубку и перезвоните по номеру телефона, указанному на оборотной стороне вашей банковской карты, выпущенной тем банком, из которого вам позвонили
- Никому не сообщайте код с обратной стороны карты, коды из SMS, данные для входа в интернет-банк
- Для перевода денег используйте только официальные сервисы банков, платежных систем и торговых площадок
- Если вам предлагают получить какую-либо выплату — не соглашайтесь на нее сразу, а поищите информацию о ней в других источниках
- Если вы потеряли карту или сообщили подозрительному человеку ее номер — сразу же заблокируйте ее и запросите перевыпуск
- Установите на свой телефон специальное приложение, предназначенное для блокировки нежелательных звонков