8 сентября исполняется 82 года с момента начала блокады Ленинграда — самой кровопролитной в истории человечества: она длилась почти 900 дней, с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Немецкие войска этой блокадой хотели сломить сопротивление защитников города и завладеть им. Но жители Ленинграда выстояли ценой нечеловеческих усилий и сотен тысяч потерянных жизней. Историю блокады Ленинграда, которая стала одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны, читайте в материале РИАМО.
Ленинград — стратегическая цель
Захват Ленинграда в ходе нападения на Советский Союз имел для немецкого руководства особенно важное значение. Согласно плану фашистов, удары группы армий «Север» из Восточной Пруссии в северо-восточном направлении, а также двух финских армий из юго-восточной части Финляндии в южном и юго-восточном направлениях должны были уничтожить советские войска в Прибалтике.
Немцы хотели захватить порты на Балтийском море, включая Ленинград и Кронштадт, а также заполучить удобные морские и сухопутные пути для снабжения своих войск. Кроме того, если бы план немецкого руководства удался, оно получило бы выгодный исходный район для удара в тыл тем силам Красной Армии, которые прикрывали Москву. Наступать непосредственно на Ленинград фашисты начали 10 июля 1941 года.
Уже в августе тяжелые бои начались на подступах к городу, а 30 августа немцы перерезали железнодорожные пути, которые связывали Ленинград с остальной страной. 8 сентября 1941 года из-за захвата фашистскими войсками Шлиссельбурга Ленинград оказался отрезан от остальной страны еще и с суши. Так началась блокада города, которая продлилась почти 900 дней. Большую часть этого времени сообщение с Ленинградом поддерживалось лишь по воздуху и по Ладожскому озеру, а за сам город велась невероятно ожесточенная борьба.
Схватка за Ленинград
Для защиты Ленинграда был проведен целый комплекс мероприятий. В городе соорудили более 4,1 тысячи долговременных огневых точек (дот) и дерево-земляных огневых точек (дзот), еще около 22 тысяч огневых точек расположились в зданиях. На ленинградских улицах появилось свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. А в отряды противовоздушной обороны вошли 300 тысяч горожан.
Ленинградцы круглые сутки несли вахту на предприятиях, во дворах и на крышах жилых домов. Именно жители города в то время были главным источником пополнения войск Ленинградского фронта. В городе сформировали десять дивизий народного ополчения, а зимой 1941 года и последовавшей за ней весной на фронт ушли более ста тысяч ленинградцев. При этом положение самого города было крайне сложным.
На севере фронт порой проходил в 45-50 километрах от Ленинграда, но на юге передний край фронта от городской черты отделяли всего несколько километров. А когда немецкое руководство осознало, что с ходу взять город не получится, оно решило просто стереть его с лица земли вместе со всеми жителями. Начиная с 4 сентября 1941 года Ленинград стал подвергаться интенсивным артиллерийским обстрелам.
Четыре дня спустя, 8 сентября, начались воздушные бомбардировки. Всего же за время блокады по городу выпустили около 150 тысяч снарядов и сбросили на него более 107 тысяч как зажигательных, так и фугасных авиационных бомб. 10 сентября авиация немцев разбомбила Бадаевские склады: начался пожар, из-за которого были потеряны существенные городские запасы продовольствия.
Несмотря на продолжавшуюся эвакуацию, в Ленинграде оставались 2,887 миллиона человек, включая 400 тысяч детей. При этом запасы продовольствия были очень скудными, а подвозили его нерегулярно. В ноябре-декабре 1941 года рабочий в городе получал всего 250-350 граммов хлеба в день, а остальное население — 2/3 жителей — по 125 граммов. При этом хлеб был суррогатным и содержал до 40% примесей.
Но для большинства блокадников именно этот хлеб был практически единственным продуктом питания — все остальные продукты, такие как мясо, жиры и сахар, выдавались крайне ограниченно и с перебоями. Следствием этого стал голод, вызвавший цингу и дистрофию.
«Дорога жизни»
Снабжение Ленинграда продовольствием стало одной из важнейших задач для руководства Советского Союза. В сентябре 1941 — марте 1943 года водная и ледяная трасса, которая проходила по Ладожскому озеру, была единственной военно-стратегической магистралью, которая связывала блокадный город с остальной страной. Жители Ленинграда называли ее «Дорогой жизни».
За все время существования «Дороги жизни» по ней в Ленинград доставили более 1,6 миллиона тонн грузов и эвакуировали около 1,4 миллиона человек. Работа трассы продолжалась вопреки плохой погоде и ожесточенным бомбежкам и обстрелам немцев, которые безуспешно пытались парализовать ее работу. Именно благодаря «Дороге жизни» начиная с 25 декабря 1941 года нормы выдачи хлеба в Ленинграде стали расти.
Однако нарушение устойчивого сообщения со страной все равно катастрофически отразилось на жизни города — там стало заканчиваться топливо. Встали трамваи и троллейбусы, а жилые дома больше не получали электричество. В январе 1942 года сильные морозы вывели из строя центральное отопление, водопровод и канализацию. Жителям Ленинграда приходилось ходить за водой на Неву, Фонтанку, а также другие речки и каналы.
В жилых домах стали устанавливать временные печки, а деревянные здания разбирали на топливо. Постоянный голод, холод, тяжелая пешая дорога на работу и домой, напряжение нервов — все это подрывало здоровье людей, а смертность в Ленинграде росла от недели к неделе. Самых слабых горожан отправляли в больницы, в городе устраивали стационары для тех, кто страдал дистрофией, а детей помещали в детдома и ясли.
Жители города героически преодолели последствия блокадной зимы: в марте-апреле 1942 года они провели огромную работу по санитарной очистке города. Той же весной на Ладожском озере началась навигация — благодаря перевозкам по воде городское хозяйство стало возрождаться. Летом 1942 года по дну озера в Ленинград провели трубопровод для горючего, а осенью — энергетический кабель. В декабре 1942 года городские дома стали подключать к электричеству.
Падение блокады Ленинграда
Несмотря на тяжелейшие блокадные условия, промышленность Ленинграда продолжала свою работу — жители города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование и боеприпасы. За все время блокады ленинградцы изготовили и отремонтировали около двух тысяч танков, 1,5 тысячи самолетов, 4,6 тысячи морских и полевых орудий, а также 850 боевых кораблей и судов разных классов. Также были изготовлены 225 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов, 7,5 миллиона снарядов и мин.
Советские войска не раз пытались прорвать кольцо блокады, но удалось это лишь в январе 1943 года. Тогда войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия провели успешную военную операцию под кодовым названием «Искра». Утром 12 января 1943 года навстречу друг другу начали наступление войска Волховского и Ленинградского фронтов, которые соединились после ожесточенной атаки шесть дней спустя в районе Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом.
В тот же день советские войска освободили и сам Шлиссельбург, а затем очистили от врага все южное побережье Ладожского озера. В результате восстановилась сухопутная связь Ленинграда со страной. А полностью блокада города была снята год спустя — в ходе Ленинградско-Новгородской операции, которую советские войска провели 14 января — 1 марта 1944 года.
В результате нее немцы были отброшены на 220-280 километров от города. Прекратились и артобстрелы Ленинграда, жертвами которых стали около 17 тысяч человек, а еще около 34 тысяч были ранены. Эти цифры — всего 3% от всех жертв блокады: их общее число по данным, которые фигурировали на Нюрнбергском процессе, составило 632 тысячи человек. Абсолютное большинство из них умерло от голода. Но ценой страшных потерь и нечеловеческих усилий жители блокадного Ленинграда сорвали планы врага по уничтожению города и приблизили Победу в Великой Отечественной войне.