Найти тему
Псковская Правда

История одной деревни

Оглавление

Изучение истории своей малой Родины весьма интересное и полезное занятие. Таким образом можно заглянуть в общую историю страны изнутри, со стороны своего личного мировосприятия и своих близких людей. Старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Влад Богов специально для «Псковской правды» рассказал историю деревни Унтино в Палкинском районе Псковской области, которая волей судьбы оказалась для него родной и близкой.

«Волчий угол»

Происхождение названия – вопрос для меня загадочный. На шведских картах 1750 года пункт обозначен как Antinowa. Но в наших документах еще с начала XVIII века всюду значится Унтино. Момент возникновения этой деревни для меня неясен. Наиболее ранние упоминания о её существовании относятся к началу XVIII века, что тоже весьма внушительно. Еще один удивительный факт: часть деревни находилась на землях Ильинской церкви Муравейского погоста, а другая часть – на землях Никольской церкви Качановой Слободы.

Прикоснувшись к истории этого незначительного населенного пункта, едва заметному в масштабах нашей страны, можно узнать массу интересного. Мне удалось найти список некоторых жителей поселения на тот момент. Все ли это или нет, сказать сложно, но достоверно известно, что в период с 1700 до 1715 годы там проживали и взрослые, и их дети. Взрослые: Аникий, Савелий, Конон, Петр. Дети: Татьяна, Евдоким, Матвей, Алексей, Власий. Не совсем ясны родственные отношения этих людей. Но, полагаю, на тот момент в деревне насчитывалось всего лишь два двора, поэтому часть из них родители и их дети. Если найти дополнительные документы, то восстановить полную картину будет легче. Но пока довольствуемся тем, что есть. Надо еще добавить, что населенный пункт относился к казенному экономическому ведомству, то есть все крестьяне принадлежали казне, а не помещику.

Жители Унтино – Семен Екимович (1858 года рождения) в 1914 году.
Фото из архива автора
Жители Унтино – Семен Екимович (1858 года рождения) в 1914 году. Фото из архива автора

Ближайший погост к данной деревне находился в Бельской губе Качановой слободки, ныне – Качаново, где находилась церковь св. Николая. В документах 1710 года о ней писали так: «Погост Качанова слабода а в нем церковь во имя святого Николая чудотворца деревяная». Известно, что в церкви в середине XVIII века служил священник Петр Иванов (1721 года рождения). Последнее упоминание о нем при церкви в 1792 году.

Путь из Унтино, конечно, неблизкий, особенно если по распутице или в снег… И ведь шли, и ходили. Если похороны, крестины, на исповедь, на венчание… Почти 20 километров. Интересно узнать, какая на тот момент была окружающая действительность?

Межевой план соседней деревни Рясцы, 1789 год. Деревня Унтино находится с левой стороны
Фото из архива автора
Межевой план соседней деревни Рясцы, 1789 год. Деревня Унтино находится с левой стороны Фото из архива автора

Если добраться в эту деревню сегодня, то открытых пространств там почти не осталось – все заросло кустами настолько, что и пройти сложно. Если взглянуть на межевые планы 1789 года, то деревню так же окружали лес, вдоль по речке Липне шел покос, возле деревни – пахотная земля, дороги в основном пролегали по лесу. Во второй половине XIX века в межевых планах по округе в больших количествах обозначен лиственный лес «по мокрому грунту» и сосновый «по сухому грунту», много кустарника на бывших вырубках. Так что, можно сказать, тогда тоже был там типичный «волчий угол».

Неизвестная трагедия

Особый интерес к изучению представляют разные «свидетельства» о жителях. Первая и самая «древняя» «книга жизни», которую мне удалось полистать – исповедные росписи за 1761 год. Это церковная книга, куда вносят данные прихожан, в частности, были ли они на исповеди в текущем году. Помимо своего присутствия или отсутствия, там указан весь состав семьи и их возраст. Список некоторых жителей в Унтино в 1761 году: Алексей Петров, Васса Михайлова, Стефан Алексеев, Гликерия Екимова, Феофан Стефанов, Павел Алексеев, Косьма Алексеев, Меланья, Анастасия. Но это не все. Более всего в это время жителей с отчеством Алексеев, может быть, они и являются основными жителями деревни. К ним вернемся немного позже.

Список семьи Алексея Петрова (1713 года рождения) деревни Унтино в 1761 году.
Фото из архива автора
Список семьи Алексея Петрова (1713 года рождения) деревни Унтино в 1761 году. Фото из архива автора

В метрической книге за 1762 год отмечено лишь рождение сына Мирона у Стефана Алексеева. Однако в этом же году на несколько человек в деревне стало меньше. Из соседней деревни Мельновой Горы отрок Карп Савельев (1732 года рождения) взял в жены Евгению Алексеевну (1733 года рождения) и они отправились жить в доме мужа. В разделе «О умерших» запечатлена неизвестная трагедия. 4 мая 1762 года в одном из дворов по какой-то причине погибли сразу четыре жителя. Евдоким (1702 года рождения), Иван Евдокимов (1736 года рождения), Агафья (1755 года рождения) и Агриппина (1761 года рождения).

Несмотря на тяжелые утраты, количество жителей деревни постепенно увеличивалось. Если судить по исповедным росписям за 1775 год, то в деревне Унтино уже насчитывается четыре двора с населением в 27 человек. Много это или мало за 75 лет? Нужно сказать, что детская смертность была просто ужасающей. Ежегодно настоятели церкви, которые делали записи в метрических книгах, вели статистику по умершим и рождавшимся. Бывали такие годы, где смертность младенцев от 0 до 5 лет приближалась к 70%! Средний срок жизни был несравнимо меньшим с нашим – 60 лет – это был почтенный возраст, которого не многим удавалось достичь. Конечно, сложные условия жизни, труда и отсутствие медицины вносили свои суровые коррективы. Но деревня Унтино выживала за счет высокой рождаемости, которая завсегда превышала смертность. За всё XVIII столетие количество жителей только увеличивалось и приближалось к полусотне.

В 1797 году в Качановой Слободе освятили новую каменную церковь вместо прежней деревянной. Этот факт подтверждает то, что число прихожан в округе увеличивалось. Та самая церковь стоит и поныне. Сегодня почти исчезло старое кладбище, где хоронили умерших прихожан в XVII-XIX веках. Теперь неподалеку от церкви есть новое. Согласно исповедным росписям, в 1799 году общее число прихожан Никольской церкви насчитывало 1813 человек (900 мужчин и 913 женщин). Из них детей – 869, или 48%. В Унтино на этот момент в четырех дворах проживали 39 человек.

Никольская церковь в Качановой Слободе, 1920-е годы.
Фото из архива автора
Никольская церковь в Качановой Слободе, 1920-е годы. Фото из архива автора

Другое дело век XIX. Значительных потрясений там не случилось. Деревню, как это иногда бывало с казенными, не подарили вместе с жителями какому-нибудь помещику и не продали. Так она и дожила в относительной свободе до 1861 года. Позднее поселянам отдали в пользование землю, на которой они трудились ранее. В конце XIX века размер бывшей казенной земли, переданной в пользование унтинским крестьянам, составлял 322 десятины, или 351 га, общей выкупной стоимостью 3343 рубля.

Сохранился документ, описывающий порядок выкупа земли жителями деревни. В 1902 году Гавриил Екимов захотел в свое личное пользование выкупить у деревни 15 десятин. В том году на мирском сходе в Унтино насчитывалось 23 двора с правом голоса, которые подтвердили свое согласие передать землю в частное владение. За этот участок Гавриил Екимов должен был оплатить единовременный взнос в 153 рубля, а затем оплачивать ежегодный налог в размере 7,53 рубля. Решение мирского схода утвердила Псковская казенная палата.

От Петра до Владимира

В качестве огромного подарка судьбы можно считать полную сохранность метрических книг за XIX век. Эта удача позволила восстановить и проследить судьбу всех жителей деревни Унтино на протяжение столетия. Золотой век Качановской волости. Если в самом начале века в деревне рождались в год один-два младенца, то в конце уже добрый десяток. В начале ХХ века тенденция сохранилась. По статистике в начале ХХ века в Никольской церкви насчитывалось около пяти тысяч прихожан. Встал вопрос об основании новой церкви. Ею стала церковь Успения Богородицы в Аксенове, что рядом с Унтино. Туда в 1907 году в деревянную церковь-школу перешла почти половина прихожан – 2150 человек.

Церковь Успения Богородицы и школа в Аксеново, 1920-е годы.
Фото из архива автора
Церковь Успения Богородицы и школа в Аксеново, 1920-е годы. Фото из архива автора

Просматривая метрики, можно обнаружить, как менялась «мода» на имена. В начале XIX века большим почетом пользовались греческие имена, например, Филипп, Деомид, Стефан, Евфимия, Евдокия, Косьма, Феоктист и другие. Были и забавные случаи. В середине столетия в Никольской церкви служил священник с определенным чувством юмора. Всех незаконнорожденных он крестил еврейскими именами. Так в соседних деревнях появились Авраам, Иосиф, Моисей

Итак, имея полный набор метрических книг, можно составить родовое древо каждого жителя этой деревни. Это сотни человек. Вернёмся к упомянутому в начале Петру. Точной даты его рождения нет. Родился он в конце XVII века, поскольку в 1713 году у него родился сын Алексей. Тот подрос, взял себе в жены Вассу Михайлову (1703 года рождения), у них в свою очередь родились дети. Одного из своих сыновей они окрестили Косьмой (1749 года рождения), позже он женился на Дарье Ивановой (1743 года рождения). Их сын Иван (1786 года рождения) взял в жены Евдокию Степанову (1787 года рождения). В 1825 году у Ивана родился сын Еким, который себе в жены выбрал Ирину Пантелеймонову (1823 года рождения). В 1858 году один из их сыновей Семён женился на Агафье Степановой (1854 года рождения). У них в 1894 году родился сын Георгий, который позднее женился на Анне Ивановой (1897 года рождения). Уже в 1922 году и у них родился сын Николай, который в 1954 году женился на Нине Васильевне (1925 года рождения). В 1955 году у них родился сын Алексей. Алексей, в свою очередь, женился на Елене Владимировне (1956 года рождения). В 1976 году у них родился сын Владимир, который и пишет эту заметку в 2023 году.

Ученики аксеновской школы, 1930-е годы.
Фото из архива автора
Ученики аксеновской школы, 1930-е годы. Фото из архива автора
Жители деревни Унтино, 1950-е годы.
Фото из архива автора
Жители деревни Унтино, 1950-е годы. Фото из архива автора

Но у всех перечисленных родителей было по несколько сынов и дочерей, которые также становились родоначальниками новых ответвлений некогда близких родственников.

В 1941 году, когда деревня Унтино и Качаново находились на территории Латвии, там прошла перепись населения. Согласно этим данным, в означенном году в деревне Унтино насчитывался 41 двор с населением 204 человека. В общей сложности за 250 лет в деревне образовалось более 20 независимых фамилий, большинство из которых в исторической ретроспективе восходят к упомянутому ранее Петру.

Судьба деревни

Жители деревни были, как все. Работали на земле, служили Отечеству. В суровые годы войн на полях сражений защищали Родину, о чем свидетельствуют те же метрики, где указывается, что у отставного солдата родился сын или дочь.

Одним из неожиданных и удивительных фактов для меня оказалось событие, произошедшее в 1906 году. Одного из жителей этой деревни избрали депутатом Государственной Думы. Им оказался Трофим Ильич Ильин. В современных источниках указывают неверно его дату рождения – 1855 год, на самом деле 18 июня 1853 года. Участник русско-турецкой войны 1877-78 годов. Был награждён Георгиевским крестом. Девять лет был председателем Качановского волостного суда и три года сельским заседателем в полицейском управлении. Нас с ним объединяет Алексей Петров 1713 года рождения. Остальные его родные чуть позже избрали себе фамилию Вербицкие. Скончался он в родной деревне 29 января 1920 года.

Депутат Госдумы 1-го созыва Трофим Ильич Ильин (1853-1920)
Фото из архива автора
Депутат Госдумы 1-го созыва Трофим Ильич Ильин (1853-1920) Фото из архива автора

Немногим позже, в 1913 году, один из крестьян деревни Унтино кандидат в Аксеновские сельские старосты Родион Иванов 1855 года рождения. был удостоен государственной награды Российской империи, юбилейной медали «В память 300-летия царствования дома Романовых».

Судьба деревни Унтино сегодня уже решена. Официально в ней проживает один житель, а по факту – никого теперь там нет. Более 300 лет просуществовал населенный пункт. Со своими бедами, радостями, горестями, трагедиями, подвигами, служением Отечеству. И таких деревень по России несчётное количество.