Найти тему
Газета Четверг

Искусство для жизни

Расписные чайники-гиганты, статуэтки с историей и прототипами, оранжерея в витрине – всё это можно увидеть на новой выставке Музея имени Врубеля

В Генерал-губернаторском дворце открылась выставка «Моё наследство – дулёвский фарфор» (0+). Она посвящена 75-летию со дня рождения Людмилы Романовны Ведерниковой (1948–2022), хранившей и комплектовавшей фонд керамики и стекла Музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля на протяжении пятидесяти лет. В Год педагога и наставника выставку организовал её ученик, ныне сотрудник Московского музея современной истории России Иван Гольский. Он же преподнёс в дар омскому музею личную коллекцию дулёвского фарфора.

Тарелочка с золотой каёмочкой

На выставке представлена малая пластика, предметы сервировки стола, сувениры Дулёвского фарфорового завода, крупнейшего предприятия страны, созданные во второй половине XX века. Первое поступление советского фарфора в Музей имени М.А. Врубеля случилось в 1957 году. Фарфоровое производство получило тогда новый виток развития. После Великой Отечественной войны люди возвращались к нормальной жизни, и создающая уют, ощущение богатого стола фарфоровая посуда постепенно входила в обиход. В каждом доме как минимум были тарелочка с золотой каёмочкой и пузатый чайник, которые даже при наличии всего лишь сушек создавали эффект праздничного чаепития.

-2

Художественные музеи, однако, не спешили работать с бытовым фарфором, считая его утилитарным. Долгое время он шёл к тому, чтобы отвоевать право быть причисленным к произведениям искусства. Искусство это особенное – оно предназначено именно для жизни, а не только для любования, как, скажем, живопись.

– Дулёвский завод – один из немногих, кто умудрялся и на всемирных выставках получать золотые медали, и потом эти же вещи, которые поражали европейцев, запускать в массовое производство для собственного народа, – говорит Иван Гольский. – Даже то, что считалось плохоньким и третьесортным в Советском Союзе и стоило копейки, зачастую лучше и качественнее того, что нам предлагают сегодня уже не за демократичные деньги.

Коллекция Плисецкой и портрет Макаровой

Людмила Романовна Ведерникова, наверное, осознала это одной из первых. Когда она пришла в 1972 году в музей, то ужаснулась, что в фонде керамики и стекла совершенно нет предметов 1960-х – 1970-х годов. Это же «бытовуха», то, что продаётся в каждом магазине, считали многие, не задумываясь, что через десятилетие-другое всё это уже станет редкостью.

Ведерникова начала методично пополнять музейное собрание современным фарфором. Часто ездила на Дулёвский завод, была дружна с его художниками и скульпторами, в частности с ведущим скульптором Астой Бржезицкой. После ухода из жизни Асты Давыдовны в Омск поступила часть её домашнего архива как своеобразное «наследство».

-3

За те пятьдесят лет, что Людмила Ведерникова проработала в музее, фондохранилище пополнилось более чем на 3000 экспонатов. Людмила Романовна собрала коллекцию произведений ведущих художников-прикладников СССР, начала формировать «кабинет образцов» тиражных предметов отечественного промышленного дизайна. Она сумела не упустить прекрасную коллекцию японской керамики из собрания семьи Плисецких – в Омске жил и работал дядя знаменитой балерины.

Что же касается непосредственно дулёвского фарфора, зритель увидит сейчас немало уникальных экспонатов. За каждой фигуркой – своя история. Например, скульптура «Хозяйка Медной горы» делалась с народной артистки СССР Тамары Макаровой. Собственно, она задумывалась как портрет актрисы в этой роли. А моделью для скульптуры «Татарский танец» стала артистка Большого театра Ирина Орлик.

Впервые показывается коллекция скульптур-талисманов восточного календаря по моделям Асты Бржезицкой и Галины Соркиной. Любопытный факт: Бржезицкая и её любимая ученица делали их как подарки друг другу, в качестве творческой переклички.

Спрятанная жар-птица

– Вот это наша любовь, – показывает Иван Гольский на причудливые женские фигурки с кактусами на головах. – Мы здесь позволили себе немного похулиганить и ждём, что на днях в этой витрине расцветёт кактус. Обычно в витринах с экспонатами не разрешают помещать растения, но эти не требуют полива, поэтому риск минимален. Главное, что впервые с 1987 года скульптуры будут выглядеть так, как задумала и сделала их Галина Соркина. У Гали была роскошная многофигурная композиция «Кактусисты». Министерство культуры закупило её, а потом распределило по частям в разные музеи. Все эти фигуры были сделаны как подставки, горшочки, кашпо для кактусов, которые Галя сама вырастила, и они у неё цвели. Раньше нам приходилось рассказывать зрителям, как это должно быть, теперь они увидят сами.

-4

Среди фарфоровых изделий, которые Иван Гольский дарит музею, выделяются яркие пятилитровые чайники. Подобную форму Дулёво выпускает с 1832 года. У чайников есть названия, соответствующие их росписи: «Золотой олень», «Георгин», «Парадный», «Красавица». Пока они ещё не стали музейными экспонатами, их расположили на открытых подиумах, чтобы было удобнее разглядывать и фотографировать. Кстати, один из них стоит «неправильно» – носиком вправо. Это сделано специально, чтобы показать ту сторону, которую в музеях обычно никто не видит, а ведь рисунки на боках чайников не повторяются! Так, на обороте чайника «Золотой олень» изображена жар-птица.

Фарфор – это история, близкая всем, считают в музее. Поэтому выставка наверняка откликнется чем-то сокровенным для каждого посетителя. Она будет работать до конца ноября.

Эльвира КАДЫРОВА.

Фото Андрея БАХТЕЕВА.