Расписные чайники-гиганты, статуэтки с историей и прототипами, оранжерея в витрине – всё это можно увидеть на новой выставке Музея имени Врубеля
В Генерал-губернаторском дворце открылась выставка «Моё наследство – дулёвский фарфор» (0+). Она посвящена 75-летию со дня рождения Людмилы Романовны Ведерниковой (1948–2022), хранившей и комплектовавшей фонд керамики и стекла Музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля на протяжении пятидесяти лет. В Год педагога и наставника выставку организовал её ученик, ныне сотрудник Московского музея современной истории России Иван Гольский. Он же преподнёс в дар омскому музею личную коллекцию дулёвского фарфора.
Тарелочка с золотой каёмочкой
На выставке представлена малая пластика, предметы сервировки стола, сувениры Дулёвского фарфорового завода, крупнейшего предприятия страны, созданные во второй половине XX века. Первое поступление советского фарфора в Музей имени М.А. Врубеля случилось в 1957 году. Фарфоровое производство получило тогда новый виток развития. После Великой Отечественной войны люди возвращались к нормальной жизни, и создающая уют, ощущение богатого стола фарфоровая посуда постепенно входила в обиход. В каждом доме как минимум были тарелочка с золотой каёмочкой и пузатый чайник, которые даже при наличии всего лишь сушек создавали эффект праздничного чаепития.
Художественные музеи, однако, не спешили работать с бытовым фарфором, считая его утилитарным. Долгое время он шёл к тому, чтобы отвоевать право быть причисленным к произведениям искусства. Искусство это особенное – оно предназначено именно для жизни, а не только для любования, как, скажем, живопись.
– Дулёвский завод – один из немногих, кто умудрялся и на всемирных выставках получать золотые медали, и потом эти же вещи, которые поражали европейцев, запускать в массовое производство для собственного народа, – говорит Иван Гольский. – Даже то, что считалось плохоньким и третьесортным в Советском Союзе и стоило копейки, зачастую лучше и качественнее того, что нам предлагают сегодня уже не за демократичные деньги.
Коллекция Плисецкой и портрет Макаровой
Людмила Романовна Ведерникова, наверное, осознала это одной из первых. Когда она пришла в 1972 году в музей, то ужаснулась, что в фонде керамики и стекла совершенно нет предметов 1960-х – 1970-х годов. Это же «бытовуха», то, что продаётся в каждом магазине, считали многие, не задумываясь, что через десятилетие-другое всё это уже станет редкостью.
Ведерникова начала методично пополнять музейное собрание современным фарфором. Часто ездила на Дулёвский завод, была дружна с его художниками и скульпторами, в частности с ведущим скульптором Астой Бржезицкой. После ухода из жизни Асты Давыдовны в Омск поступила часть её домашнего архива как своеобразное «наследство».
За те пятьдесят лет, что Людмила Ведерникова проработала в музее, фондохранилище пополнилось более чем на 3000 экспонатов. Людмила Романовна собрала коллекцию произведений ведущих художников-прикладников СССР, начала формировать «кабинет образцов» тиражных предметов отечественного промышленного дизайна. Она сумела не упустить прекрасную коллекцию японской керамики из собрания семьи Плисецких – в Омске жил и работал дядя знаменитой балерины.
Что же касается непосредственно дулёвского фарфора, зритель увидит сейчас немало уникальных экспонатов. За каждой фигуркой – своя история. Например, скульптура «Хозяйка Медной горы» делалась с народной артистки СССР Тамары Макаровой. Собственно, она задумывалась как портрет актрисы в этой роли. А моделью для скульптуры «Татарский танец» стала артистка Большого театра Ирина Орлик.
Впервые показывается коллекция скульптур-талисманов восточного календаря по моделям Асты Бржезицкой и Галины Соркиной. Любопытный факт: Бржезицкая и её любимая ученица делали их как подарки друг другу, в качестве творческой переклички.
Спрятанная жар-птица
– Вот это наша любовь, – показывает Иван Гольский на причудливые женские фигурки с кактусами на головах. – Мы здесь позволили себе немного похулиганить и ждём, что на днях в этой витрине расцветёт кактус. Обычно в витринах с экспонатами не разрешают помещать растения, но эти не требуют полива, поэтому риск минимален. Главное, что впервые с 1987 года скульптуры будут выглядеть так, как задумала и сделала их Галина Соркина. У Гали была роскошная многофигурная композиция «Кактусисты». Министерство культуры закупило её, а потом распределило по частям в разные музеи. Все эти фигуры были сделаны как подставки, горшочки, кашпо для кактусов, которые Галя сама вырастила, и они у неё цвели. Раньше нам приходилось рассказывать зрителям, как это должно быть, теперь они увидят сами.
Среди фарфоровых изделий, которые Иван Гольский дарит музею, выделяются яркие пятилитровые чайники. Подобную форму Дулёво выпускает с 1832 года. У чайников есть названия, соответствующие их росписи: «Золотой олень», «Георгин», «Парадный», «Красавица». Пока они ещё не стали музейными экспонатами, их расположили на открытых подиумах, чтобы было удобнее разглядывать и фотографировать. Кстати, один из них стоит «неправильно» – носиком вправо. Это сделано специально, чтобы показать ту сторону, которую в музеях обычно никто не видит, а ведь рисунки на боках чайников не повторяются! Так, на обороте чайника «Золотой олень» изображена жар-птица.
Фарфор – это история, близкая всем, считают в музее. Поэтому выставка наверняка откликнется чем-то сокровенным для каждого посетителя. Она будет работать до конца ноября.
Эльвира КАДЫРОВА.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.