Найти в Дзене
Сара говорит

Зачем нужна художественная литература?

Зачем нужна художественная литература? Этим вопросом я задавалась еще в школе. Ну зачем мне знать про личную жизнь всяких князьев и графинь, если я не принадлежу к их слою? Да и ускоренным развитием я не отличалась и дела сердечные меня мало интересовали, а вот веселых и интересных приключений почему-то в школьной литературе на уроках не попадалось. Попадалось в книгах, заданных на лето иногда. Для меня классика была чем-то ужасно унылым. Красотой языка ты особо в детстве не интересуешься, а кода тебе насильно еще все это впихивают и заставляют искать тайный смысл, то это не способствует хорошему изучению и любви к текстам.

То ли дело Майн Рид! Вот там и приключения, и любовь, и проблемы, более понятные простому школьнику. Или «Таинственный остров», я его раз двадцать прочитала. А рассказы про Шерлока Холмса я знала наизусть. Если что-то способно отвернуть от любви к чтению, так это уроки литературы. Мне даже как-то поставили тройку за сочинение, ведь я посмела пойти в библиотеку и прочитать критику Белинского на Островского и написать, что самоубийство — это не выход. И вообще, какой интерес у меня может быть к студенту, убившему бабку в Санкт-Петербурге, если я школьница в провинции? Нельзя убивать бабок и точка.

Я задумывалась, почему нельзя учить детей на понятной им литературе. Обсуждать моральный выбор Гарри Поттера, мотивы героя у Сэлинджера или способность найти выход из любой ситуации героев Жюля Верна. У меня нет ответа, кроме замшелости образовательной системы, там, где не надо. Ведь все эти книги написаны на таком же русском языке без ошибок. И да, там нет предложений на пол страницы как у Толстого, ну так и слава богу, пусть дети научатся писать хоть что-то более простое. Зато эти книги интересно изучать, а не читать в кратком изложении потому что надо, или уже попроще, послушать пересказ на тик-токе за минуту. Я знаю, многие скажут, что любят классику, ну так читайте на здоровье, я не думаю, что те, кто полюбил классику мог узнать и полюбить ее только благодаря школе. Многих авторов мы узнали позже, что не сделало их менее любимыми.

Но это наше время. А раньше, зачем она была нужна? Зачем люди писали книги о взаимоотношениях героев и героинь, а другие люди их читали? А ведь мы забываем одну вещь – раньше не было телевизора, и уж точно интернета. Люди видели только то, что происходит рядом с ними. Поэтому в деревнях любят подглядывать в чужие окна и знать, что происходит на чужом огороде – интерес. Люди интересуются другими людьми. И это не порицаемое обществом распространение слухов и сплетен, это естественный интерес и возможность научиться на чужих ошибках. А как ты узнаешь, как жить не надо, если ты это не увидишь? Люди – существа социальные, поэтому им интересны другие люди. Это нормально. Если вам не интересны другие люди, возможно с вами что-то не так. И что делала художественная литература? Она красочно расписывала жизнь других людей. Да не просто в моменте, а в динамике и перспективе. Не зря писатели почитались, ведь они были знатоками человеческих душ и могли предсказать как разовьется чужая жизнь вперед на годы. Человек мог почитать про Анну Каренину и действительно сделать вывод, что такая «роковая страсть» ни к чему хорошему не приводит. А если лежать на печи, и ты не богатырь, то ничего в твоей жизни не случится само.

Учителя литературы требуют от детей выводов на основе прочитанного. Они это делают вот уже второй век и то, что было оправданно в 19 веке и казалось чем-то действительно нужным, теперь кажется какой-то странной нудной архаикой. Действительно, когда нет телевизора, люди живут узким кругом своего социального слоя, не выезжают особо из города в путешествия, ведь это долго, дорого и неудобно, литература открывала удивительный мир человекознания, где людям преподавали разные события, ситуации и к чему приводит какое действие. Тогда анализ художественной литературы это было просто необходимое знание для социальной жизни. Но ребята, сейчас 21 век и дети делают этот анализ с глубокого детства. Некоторые с 2-х лет начинают смотреть мультики. Всякие телепузики, Лунтики, Карлсоны дают прекрасную картину социальных взаимодействий. Уже к третьему классу ребенок имеет запас насмотренности на разные жизненные ситуации, такой, какой не каждому графу к среднему возрасту приходилось видеть. Люди живут тесно, скучено, хочешь не хочешь узнаешь, как живут бомжи, маргинальные семьи, нормальные семьи, одинокие люди и богатые люди. Литература осталась просто не нужна в своей воспитательной функции. Осталась функция как пример качественного текста, но какие тексты и литературоведение в школе, я вас умоляю. И вместо того, чтобы совсем не отвратить детей от чтения, преподавать основы литературного анализа на том что интересно, перед детьми трясут пыльными чучелами каких-то князей сомнительной репутации.

И знаете, что выполняет функции художественной литературы сейчас? – Психология. Популярная психология прекрасно проясняет все моменты человеческой социальной и внутри личностной жизни. Теперь тебе не надо участвовать в боях, а потом смотреть на небо, чтобы прийти к какому-нибудь банальному выводу. Психология дает множество подходящих ответов на вопросы. Кто я? Как я думаю? Чем я думаю? Почему я так думаю? Почему эти люди живут так, а не иначе? Почему люди несчастны и что надо сделать, чтобы стать счастливым? Психология объясняет, чем любовь отличается от созависимости. Причем все это происходит в более интересной форме – ты всегда можешь пройти тест и узнать, ты лежишь на диване и не можешь встать, это у тебя депрессия, или ты просто раскормил кота, и он тебя придавил. Больше не нужно читать толстые и скучные книги, чтобы узнать, как выглядят хорошие отношения, больше не нудно долго читать то, что можно посмотреть в фильме. Хоть всякие моралисты сетуют, что люди мало читают. Но позвольте, зачем мне тратить день на то, что я могу узнать за час? Раньше я думала, что психология — это современный суррогат религии, но теперь оказывается, это еще и заменитель литературы. Что же, мир меняется, нравится это учителям или нет.

Что же с этим делать? Читать с детьми интересные книги, которые подходят для их возраста. А захотят, пусть потом читают классику в разделе древней литературы. Для современного ребёнка что «Илиада», что «Мёртвые души» это предания старины глубокой одного порядка. Как мало кто представляет, как далеко отстоит кембрий от триаса, так и дети сейчас вряд ли захотят на уроках углубляться в то триста, или девятьсот лет назад что-то было, для них и родители в глубокой старости в свои тридцать. Им должно быть интересно, и они должны любить читать, уметь читать и извлекать смысл из текста. Всё. А князь Болконский пусть пока покурит в сторонке.