Автор: Николай Чувиков
За свою бытность я написал так много рецензий на творчество Нила Морса, что я уже и не знаю, как мне начинать эту. В прошлом я шутил, придумывал комичные ситуации, анализировал график выпуска Морсом студийных и архивных альбомов, восхищался и одновременно ужасался его плодовитостью и рассуждал на тему того, как вообще можно записывать так много песен в такие сжатые сроки. Так что на этот раз я предлагаю обойтись без каких-либо излишних вступлений и без моих саркастичных замечаний и просто перейти к делу.
Скажу честно, именно этот альбом Нила я ждал. Это удивительно, так как у меня в коллекции есть вся студийная дискография Морса, которая включает в себя как прогрессивные эпосы, так и стопроцентно христианские альбомы. Я очень хорошо знаком с его творчеством и за последнее время пришёл к выводу, что Нил если и не исписался, то уже действительно близок к порогу этого трагичного события. Однако "The Dreamer - Joseph: Part One" меня заинтриговал. С чем это может быть связано? - спросите меня вы. Всё очень просто: некоторое время назад Нил Морс выпустил свою первую рок-оперу. Прошу обратить на это внимание - именно рок-оперу, а не концептуальный альбом. На этом студийном альбоме он не только уделял большее внимание сюжетной составляющей нежели бесконечным инструментальным партиям, но и пригласил к участию сторонних вокалистов, каждый из которых играл ту или иную роль. Рок-опера же эта была посвящена не кому-нибудь, а Иисусу Христу - да, тому самому. Вряд ли от Нила можно было ожидать чего-то иного, особенно учитывая его нынешние фанатичные верования. Я уж не говорю о том, что тема жизни и деятельности главного христианского пророка является одной из главных в классическом и современном искусстве, а посему затаскана до невозможности. Более того, про Иисуса уже есть рок-опера, самая лучшая и известная рок-опера в мире - "Jesus Christ Superstar". Так что стоило ли Морсу стараться? Как видимо, стоило, ибо "Jesus Christ The Exorcist" (что переводится как "Иисус Христос - экзорцист", или, ещё лучше, - "Иисус Христос - Изгоняющий Дьявола") оказался на удивление отличным альбомом и очень достойной рок-оперой. Запоминающиеся мелодии, историческая атмосфера, страстное исполнение, талантливый сонм вокалистов, - очевидно, что Нил при записи этого лонгплея действительно горел идеей. Именно поэтому, когда я узнал, что Морс собирается продолжать серию рок-опер про библейских персонажей, я сразу же воодушевился. И вот мы имеем на руках первую часть "The Dreamer - Joseph", и я невольно задаюсь вопросом - оправдал ли Нил мои ожидания?
И да, и нет. Начать стоит с того, что новая рок-опера по необъяснимой причине звучит гораздо больше как христианский рок, нежели как прогрессив. Рискну предположить, что это связано, в первую очередь, с её тематикой: если фигура Иисуса Христа так прочно вошла в поп-культуру, что уже не воспринимается как нечто сугубо религиозное, то Иоcиф является стопроцентно библейским персонажем. Так что когда Нил поёт про предательство старших братьев Иосифа и его дальнейшие приключения в Египте, это воспринимается больше как религиозная агитка нежели как попытка рассказать интересную историю.
Из хорошего: Морс снова собрал вокруг себя талантливых вокалистов и доверил им исполнение определённых вокальных партий. Тут и Тед Леонард (Enchant, Spock's Beard, Pattern-Seeking Animals, Thought Chamber и т.д.), и Джейк Ливгрен (Kansas, Jabberwockie, Proto-Kaw и т.д.), и Мэтт Смит (Theocracy, Project Aegis и т.д.), и несколько других, не таких известных, певцов. Засветились в рок-опере и дети Нила - Уил и Джейда. И, как это не удивительно, но лучшими песнями на альбоме оказываются те, где вокал самого Морса задействован по минимуму. Если "Prologue / Before The World Was" и "A Million Miles Away" кажутся лишь переложением прошлых христианско-роковых экзерсисов Нила (хотя второй трек вполне может порадовать мастерской игрой на акустической гитаре), то " Burns Like A Wheel" сразу же захватывает слух своей эффектной мелодией и выразительным вокалом Леонарда.
"The Pit" звучит ещё лучше - очень радует как театральный настрой, так и высокий уровень образности, которая с лёгкостью переносит слушателя в мир Ветхого Завета. "Gold Dust City" переносит место действия в Древний Египет, и здесь я вообще таю от наслаждения - драйвовая мелодика, отличные блюзовые гитары, богатая атмосфера. Нил до сих пор умеет писать красивую, драматичныю и захватывающую музыку, даже если иногда может показаться обратное. "Slave Boy" тоже вполне интересна и запоминается эмоциональной и разноплановой вокальной работой Джейды.
Проседает же рок-опера там, где Нил полагается на клише современной религиозной музыки. Например "Liar, Liar" напомнила мне о том эпизоде "Южного Парка", где Картман пытался написать идеальную песню в духе христианского рока, при этом используя все возможные избитые приёмы. "Like A Wall" - ненамногим лучше и вполне могла бы стать хитом на радио "Solid Rock" (для несведующих - это американская радиостанция, которая крутит музыку с исключительно христианской тематикой; религиозная пропаганда во всей красе).
Несомненно, "The Dreamer - Joseph: Part One" уступает предшествующей рок-опере Нила Морса, причём заметно это буквально во всех аспектах. Даже общая композиционная составляющая кажется какой-то рваной, будто сюжет постоянно скачет из одного места в другое и не может сконцентрироваться на каком-то одном событии из жизни Иосифа. Вместе с этим доминирование христианской тематики не может не отталкивать - на протяжении всего альбома меня не покидало ощущение, что Нил подталкивает меня к принятию своих верований. Но не стоит забывать, что на "The Dreamer - Joseph: Part One" присутствует целая россыпь прекрасных песен, которые прекрасно слушаются как в общей канве повествования, так и вне её. Определённо, творческий предел Морса ещё не наступил, и он ещё способен писать хорошую музыку. Так что "The Dreamer - Joseph: Part One" вполне достоин пары-тройки прослушиваний - если, конечно, вы запасётесь терпением и на время отбросите своё критичное мышление...
Понравилась рецензия? А я ещё и книги пишу! Мой первый роман "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно приобрести и добавить к себе в библиотеку здесь:
Лабиринт: https://www.labirint.ru/books/876888/
Читай-город: https://www.chitai-gorod.ru/product/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-2944258
"Буквоед": https://www.bookvoed.ru/book?id=13565112
А вот и электронная книга на ЛитРесе: https://www.litres.ru/book/nikolay-chuvikov/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-69135757/
#nealmorse #thedreamer #joseph #progressiverock #США