Кинематограф с самого момента своего возникновения имел потенциал стать коммерчески успешным предприятием. Как раз одна успешная компания, о которой в этой статье пойдет речь, увидела этот потенциал и стала крупнейшим поставщиком кинематографа в Европе и даже в мире.
Pathé Frères. Ее основателем является Шарль Пате (1863 — 1957). Он родился в семье колбасника из Венсена. В 1894, находясь за границей, Шарль увидел фонограф Эдисона. Пате очень поразился такому устройству и импульсивно купил "говорящую машину". Вернувшись в Европу он стал демонстрировать свою покупку на ярмарке Монтетти. Таким образом за один день Пате смог заработать выручку, ради которой нужно было работать месяц. Удача сопровождала Шарля и дальше. Он смог скопить неплохой капитал, приобрести копии хронографов Эдисона в Лондоне и театрограф Уильяма Пола. Успех Шарля заметили его три старших брата. Они предоставили ему двадцать тысяч франков. Однако при первом тревожном сигнале двое из них свою долю забрали, а вот Эмиль не бросил младшего брата. Таким образом собственно и была образована фирма "Братьев Пате".
В 1898 году представитель крупной группы промышленников предложил Пате организовать товарищество с капиталом в размере один миллион франков. Фирма открыла большую фабрику по производству валиков и одновременно занялась съемкой фильмов на открытой площадке, устроенной с помощью пустых бочек. В каталоге звукозаписей Пате 1898 года содержится около 800 наименований.
Перейдем непосредственно к кино. Первым режиссером студии (если это наименование можно употреблять к тому, что он делал) был Фердинанд Зекка. Его Шарль Пате заметил, когда тот работал над "наговариванием" валиков на студии в Шату. Часто про Зекка говорят как о плагиаторе Мельеса. Так и было по началу, однако в дальнейшем он смог превзойти мастера феерий. В первые годы работы Фердинанд был универсалом. Он строил декорации, писал сценарии, был постановщиком и исполнителем главных ролей. Однако со временем Зекка смог окружить себя помощниками, которые разгрузили его в плане обязанностей. В большей степени на творчество Фердинанда повлияла брайтонская школа. В отличие от Мельеса, делающего кино для детей, Зекка делал фильмы для народа.
Дебютом Зекка в кино послужила его роль в фильме "Немой меломан" из серии говорящих фильмов для "Дюфайеля". В этом фильме Фернан играл как раз таки этого самого немого, пользующегося корнет-а-пистоном, чтобы отвечать на вопросы председателя суда. Следующим знаковым фильмом Зекка был "Освоение воздуха". В нем постановщик проявляет некоторую оригинальность, хоть и сама техника исполнения уже использовалась до него Мельесом.
Самым оригинальным и заслуженно известным фильмом Зекка в 1901 году был "История одного преступления", навеянный экспонатами музея восковых фигур Грэвен.
Фильм длиной в 110 метров разделен на 6 картин:
1. Убийство банкира.
2. Арест в кафе.
3. В морге. Около жертвы.
4. В тюрьме. Мечты о прошлом.
5. Приход палача. Туалет осужденного.
6. Перед гильотиной. Падение топора.
"Жертвы алкоголизма" — кинодрама в пяти картинах — была поставлена в том же духе. Сценарий «Жертв алкоголизма» явно заимствован из «Западни» Золя, о чем свидетельствует перечень картин:
1. Счастливая и благополучная домашняя жизнь рабочего.
2. Впервые у торговца вином.
3. Жертва алкоголя. Жена ищет его по кабакам.
4. На чердаке. Нищета.
5. Сумасшедший дом. Одиночная камера. Белая горячка.
5. Сумасшедший дом. Одиночная камера. Белая горячка.
Комический жанр еще не развит во Франции и ограничивается 30 лентами Мельеса, когда Зекка начинает массовое производство комедий. В течение 1902 года он выпускает их около сотни. Он грабит английских конкурентов, возобновляя старые сценки, имевшие успех, снимает номера клоунов и эксцентриков, обращается к своему другу Дранему, специализировавшемуся на изображении комических дураков, черпает вдохновение в карикатурах и рассказах из юмористических журналов.
В фильмах Зекка встречаются все действующие лица фольклора и народных календарей. Они дерутся, обманывают друг друга, выливают друг на друга ушаты воды, вздымают руки к небу, кувыркаются, дают друг другу пинки в зад. С помощью трюков снятая одежда возвращается на плечи, велосипедист, упавший в реку, одним прыжком оказывается на берегу и в седле, разбитые тарелки склеиваются, яйца возвращаются под наседку, собаки выплевывают сожранные ими бифштексы, а покупатели их берут, пьяницы подносят пустые стаканы ко рту, и они сами наполняются красным вином, мебель танцует, рыбаки удочками вытаскивают из воды живых людей, статуэтки оживают или склеиваются, худые становятся толстыми, картины оживают и т. д. Примером фильма снятого Зекка в этот период может послужить картина "Али-Баба и сорок разбойников".
В том же 1902 году Зекка начал снимать 18 самых известных сцен из евангельской истории от "Благовещения" до "Воскресения": "Жизнь и страдания Иисуса Христа", "Воскресение Лазаря", "Христос, идущий по водам" и др. Фильм был закончен в 1905 году. Он достигал в общем около 600–700 метров.
Эстетические принципы "Страстей" Зекка заимствует в церкви св. Сульпиция. Костюмы похожи на одеяния гипсовых скульптур, украшающих церкви под рождество. Декорации взяты с религиозных картин, навеяны воспоминанием о первом причастии. В некоторых сценах скопированы известные картины великих художников.
Во многом жанровую специфику фильмов, выпускаемых Пате, определял Фернан Зекка. И особую роль в кинопроизводстве играли хроники. Их было много, но чаще всего выделяют фильм "Катастрофа на Мартинике", соперничавший с "Извержением Мон-Пеле" Мельеса. Хорошо сделанный макет казался неправдоподобным из-за различимого сквозь дым вулкана лица рабочего студии. Эти неудачные кадры были вырезаны, и копии фильма продавались тысячами. Ниже продемонстрирован ремейк фильма Зекка снятый Мельесом в 1902 году. Фильм называется "Извержение вулкана на Мартинике".
В течение нескольких лет Зекка работал именно с хрониками, о чем свидетельствует каталог марта 1902 года:
Мы всегда стараемся следить за текущими происшествиями и выпускать хронику действительных событий, которые могут вызвать интерес нашей клиентуры.
С этой целью, как только намечается какое-либо событие, на место происшествия, если только к этому представляется возможность, немедленно направляется оператор. Тем не менее из-за бесчисленных трудностей, возникающих при съемках на лету, мы не можем гарантировать подлинность всех кадров, содержащихся в каждой серии.
В случаях, когда съемка невозможна на месте происшествия, мы бываем вынуждены воспроизвести недостающие сцены, приблизив их по возможности к подлинным событиям.
С 1903 года начинается эпоха "Империи Пате". Буквально за пять лет кино из кустарного производства перерастет в крупную промышленность. Шарль Пате, писал эти строки в 1926 году и имел возможность гордо сравнивать себя с г-ном де Венделем.
До 1914 года кино было единственной промышленностью мирового значения, в которой занимающая первое место фирма была французской. За исключением военной индустрии, я не знаю ни одной отрасли французской промышленности, которая бы развивалась с такой быстротой, как наша, при таких высоких дивидендах, получаемых акционерами, и при столь высокой оплате служащих…
Фирма Пате начала расширятся вертикально. Компания хотела монополизировать прокат фильмов и демонстрацию. В 1904 году агентства Пате последовательно открыты в Лондоне, Москве, Брюсселе, Берлине, Санкт-Петербурге; в 1906 году в Амстердаме, Барселоне, Милане; в 1907 году — в Ростове-на-Дону, Киеве, Будапеште, Калькутте, Варшаве, Сингапуре и т. д. Начиная с 1905–1907 годов в больших городах стали открываться кино. Они должны менять свою программу еженедельно, и тут возникает необходимость проката фильмов. Открываются фирмы по распределению фильмов. В 1907 году Пате, прекративший продажу своих фильмов, уступил монополию на их демонстрацию пяти крупным акционерным обществам, поделившим между собой французскую территорию: «Омниа» (Париж, север Франции и Северная Африка), «Синема-эксплуатасьон» (предместья Парижа и Восточная Франция), «Синема-монополь» (юго-восток), «Синема-театр» (юго-запад) и «Синема-насьональ» (центр и запад). Кроме того, «Бельж-синема» получила от Пате концессию на демонстрацию фильмов в Бельгии и Голландии.
В июне 1908 года было основано «Кинематографическое общество авторов и литераторов», финансируемое частным банком «Сыновья Бернарда Мерзбаха». Плодовитый драматург Пьер Декурсель и его друг и сотрудник Гугенхейм участвовали в совете под председательством Шарля Патэ. Гугенхейм принимал также участие в монополии Патэ «Синема-эксплуатасьон» и его филиале «Синема-модерн». Немного раньше была основана фирма «Фильм д’ар». Первым фильмом, выпущенным «Фильм д’ар», было "Убийство герцога Гиза", имевшее повсеместный успех.
"Фильм д'ар" (Le Film d’Art) и «Кинематографическое общество авторов и литераторов» (Société Cinématographique des Auteurs et Gens de Lettres, SCAGL; в русской кальке — ССАЖЛ) были организациями, обеспечивающие монополизацию "духа" кино. "Художественный фильм" - так переводилось Le Film d’Art - было учреждено с помощью Шарля Пате. Для создания фильма "Убийство герцога Гиза" были привлечены профессионалы в области искусства и актеры крупнейшего французского театра Comedie Francaise. Данная картина была ориентирована на культурного зрителя, в частности национальную элиту. Был расчет на привлечение этих элит для финансирования фильмов с целью развития кино. Почему этого не сделали раньше? Дело в том, что после пожара 1897 года, когда взорвалось помещение с кинопроектором из-за утечки газа, банковская и промышленная элита сочла кинематограф "опасным развлечением". По прошествии времени "Фильм д'ар" должна была исправить это недоразумение и вновь привлечь инвесторов.
SCAGL изначально создавалась как организация по соблюдению и защите авторских прав. Благодаря его усилиям удалось ликвидировать конфликт между авторами популярных пьес и романов и сценаристами. Однако «Кинематографическое общество авторов и литераторов» в итоге стало филиалом Пате и превратилось в компанию по производству фильмов и объявила об экранизации творений классиков литературы всех времен и народов.
Пате стремился все контролировать, все охватить, от замысла писателя до зала, где показывались фильмы, от ярмарочного балагана до фабрики пленки. В течение шести лет сформировался гигантский трест, простиравший свое влияние на весь земной шар и контролировавший большую часть этой новой отрасли промышленности. В Венсенне, Монтрёе и Жуанвилле пять студий работали ежедневно. Электрификация позволила им работать без солнечного света. В международной торговле фильмами также хозяйничал Пате. В каждой стране его отделения и филиалы грозили смести соперников. Тысячи метров фильмов, ежедневно выпускаемые в Венсенне, задавали тон всему миру. В эпоху своего расцвета Пате достиг большего господства в кинопромышленности, чем то, которым обладает теперь громадный и мощный Голливуд. Правда, в то время значение кино было меньше, чем сейчас.
А что же Фернан Зекка? Он стал директором производства, взял в свое ведение контроль над работой многочисленных режиссеров, зачастую им самим подбираемых. В фильмах Пате "Вильгельм Телль" и "Кот в сапогах" (постановка Люсьена Нонге в 190З г.) роль декорации уже значительно возрастает. В то время как Мельес и его сотрудник Клодель злоупотребляли деталями, нагромождали аксессуары, строили романтику на контрастах белого и черного, в Венсенне, наоборот, все упрощали, стремились к натуре, углубляли обманывая зрение, перспективу, разрешали себе роскошь, которую редко мог себе позволить театр. В качество примера можно указать на бассейн, в котором плавали лодки Гесслера и маркиза Карабаса, приветствовавшего запряженную четверкой королевскую карету.
«Сын дьявола», поставленный Лепином, может служить образцом сочетания фантастических декораций с натурой. Сын дьявола выходит из рисованных декораций ада через причудливые подземелья каменоломен в Монтрёе и Шедро раздает драже зевакам у Венсеннской заставы. Здесь нет никакого разрыва между декорацией и улицей. Мельес не признавал подобных сочетаний, которые нарушали единство eго искусства.
«Реалистические драмы» развивались в «социальном» плане. Зекка наблюдал за постановками фильмов "Стачка" и "В краю угля". "Стачка" оканчивалась «примирением труда и капитала с благословения закона». «Гвоздем» фильма "В краю угля" был взрыв рудничного газа. Не считая сюжетов на исторические темы, все герои фильмов Патз были такими же маленькими людьми, как и зрители, приходившие на них смотреть. «Великосветские» драмы оставались пока на долю театра.
В 1906 г. определился художественный поворот в работах Пате. Во всех областях, во всех жанрах его фильмы достигли с этого времени полной оригинальности. Иностранные и французские образцы были превзойдены и забыты.
В 1905 г. в Венсенне начали снимать фильмы комического преследования. Это были "Десять жен на одного мужа" (подражание американскому образцу), "Погоня за париком", "Кража разрешена!", "Ищи его" и т. д. Преследователей играли профессиональные акробаты, пришедшие из мюзик-холлов или кафешантанов, танцоры, мастера сальто-мортале и т. п. Среди них были Ромео Босетти и Андре Дид.
Первые фильмы, в которых снимался Дид, были сделаны Мельесом. Дид был акробатом и певцом в разных парижских театрах, но с 1906 г. стал комической «звездой» Пате. Он был известен зрителям под именем Буаро (пьяницы).
Дид в основном пользовался «гегами» (Гег — комический трюк), а не «погонями». После его отъезда в Италию в 1905 г. Макс Линдер, занявший место Дида, перешёл от приемов обычной клоунады к использованию комических ситуаций. Этот молодой лауреат Бордосской консерватории начал свою карьеру с исполнения выходных ролей в «Варьете» — лучшем театре парижских бульваров.
Макс был небольшого роста, тщедушный, болезненного вида. Он появился в Венсенне в 1905 г. и играл школьников ("Первый выход", "Первая сигара" и др.), а также исполнял различные роли в драмах и феериях ("Жизнь полишинеля").
Между 1902 и 1908 гг. количество фильмов, выпускаемых Пате, значительно возросло. В 1902 г. в единственной существовавшей тогда студии было снято за год всего около двух-трех тысяч метров пленки. В 1909 г. постоянно работало уже пять павильонов Пате, причем еженедельный выпуск новых фильмов достигал более тысячи метров. Это увеличение количества повлекло за собой в 1906 г. необходимость улучшения качества продукции. Определился и характер жанров: феерия исчезала, комедии приблизилась к подлинному искусству, сентиментальная драма получила права гражданства. Неизменный успех «Страстей», копии которых продавались тысячами и съемки новой версии которых были начаты в 1907 г., естественно, привели Пате и его конкурентов к новой формуле — художественному фильму.