Найти тему
Heflo Club

Знаете ли вы, что такое инструменты BPA?

Существует так много ИТ инструментов управления и поддержки бизнеса, что многие руководители и предприниматели буквально тонут при поиске самых эффективных.

Разгадка этой задачи заключается в том, что, только изучив специфику своего бизнеса, можно подобрать наиболее полезные инструменты управления для достижения поставленных целей.

В этом вопросе важно учитывать один фактор: анализ бизнес-процессовили BPA.

Почему?

По двум причинам:

● Во-первых, потому, что без управления основными бизнес-процессами и их оптимизации ИТ инструменты могут быть использованы не в полной мере.

● Во-вторых, потому что анализ и оптимизация самих процессов позволяют определить, какие инструменты следует приобрести или отказаться от их использования для оптимизации.

Учитывая это, в данной статье мы расскажем о том, что представляют собой инструменты процессного анализа - так называемые инструменты BPA - и как их применять при внедрении процессов.

Что такое инструменты BPA?

Инструменты BPA, или средства анализа бизнес-процессов, являются одними из наиболее распространенных инструментов для исполнения, анализа, документирования и моделирования бизнес-процессов.

Но, прежде чем мы углубимся в определение того, что представляют собой инструменты BPA, давайте сначала разберемся в том, что же такое сам процессный анализ?

Что такое анализ процессов?

Процессный анализ представляет собой набор процедур, используемых для проведения тщательного анализа с целью получения четкого представления о бизнес-процессах компании.

Эти процедуры предполагают анализ каждого из компонентов процесса, включая:

● Входы

● Выходы

● Задачи

● Процедуры

● Участники процесса

● Системы

● Средства управления

● Документы

● Данные

● Технологии

Далее анализируется взаимодействие между каждым из этих элементов и то, как они приводят к желаемым результатам.

Анализ процессов охватывает оценку таких важных факторов, как затраты времени; стоимость; производственная мощность; используемые ресурсы; а также качество процесса и его результатов.

Для этого используются визуальные модели процессов, диаграммы и блок-схемы, собираются данные, проводится анализ цепочки создания ценности и моделирование процессов

Теперь, когда мы познакомились с основами анализа процессов, давайте глубже разберемся в том, что делают инструменты BPA.

Инструменты анализа бизнес-процессов: Что они вообще делают?

Многие специалисты путают инструменты BPA с инструментами моделирования процессов.

На самом деле, для правильного управления процессами требуется гораздо больше, чем просто нарисовать процессы и составить диаграмму.

Знаете ли Вы, что такое модель процесса? Приведем пример модели процесса Service Desk:

В этом примере инструмент анализа бизнес-процессов обеспечивает гораздо более детальную и комплексную работу, чем просто этап проектирование процесса. Он включает в себя 6 компонентов:

1. Каталог процессов

2. Графическое моделирование и документирование

3. Публикация процесса

4. Управление версиями процессов

5. Обработка улучшений процесса

6. Совместная работа

Давайте подробно разберем каждый пункт:

1- Каталог процессов

Одним из компонентов, о котором мало кто вспоминает при рассмотрении инструментов BPA, является способ хранения версий процессов и доступа к ним.

Хороший каталог процессов требует централизованной базы.

Кроме того, процессы должны быть хорошо организованы и легки в поиске через структурированный каталог или поисковую систему.

Конечно, необходимо соблюдать меры безопасности:

● Доступ к Каталогу ограничен авторизованными пользователями

● Необходима проверка подлинности пароля и других пользователей

● Должны быть предусмотрены уровни взаимодействия с диаграммами процессов, такие как визуализация, редактирование и удаление.

HEFLO опирается на облачный репозиторий процессов, что позволяет изменять и делиться процессами, используя только веб-браузер.

2- Графическое моделирование и документирование

Графическое моделирование процессов предполагает создание представления процесса в виде диаграммы или блок-схемы.

Для этого необходимо определить основные шаги процесса, участников, задействованные системы , используемые документы, бизнес-правила, клиенты, агенты и владельцы процессов, информация, которая должна поступать, принятие решений, входы и выходы.

После фиксации этих элементов создается модель процесса в легкой, понятной и наглядной форме.

Как правило, в хороших инструментах BPA используется нотация BPMN, которая является наиболее распространенной на текущий момент. Таким образом, все, кто имеет доступ к диаграмме, "говорят на одном языке", что позволяет избежать неверного толкования.

После моделирования процессов очень важно создать на их основе процессных регламент.

Многие задаются вопросом, насколько это важно, и даже утверждают, что это приводит к излишней бюрократии.

На самом деле регламент очень важен и дает ряд преимуществ в управлении процессами, о чем будет сказано ниже:

Преимущества использования процессных регламентов

● Формирование базы знаний по документированным процессам, которая может быть использована в качестве модели для аналогичных новых процессов.

● Для пользователей, заказчиков, владельцев процессов и даже аналитиков и консультантов это служит справочным пособием

● Формальное описание целей, этапов, процедур и других элементов процесса помогает избежать разногласий.

● Отличный источник информации для создания руководств или для обучения.

● При приеме на работу новых сотрудников документирование процессов позволяет им обращаться к надежному и формализованному источнику.

С помощью HEFLO можно создавать документацию (регламент) сразу же, не выходя из интерфейса, несколькими щелчками мыши.

Вот учебное пособие, как это сделать:

https://www.youtube.com/watch?v=2N8_BT_n2Uk&t=221s

3- Публикация процесса

Теперь, когда модель процесса готова, как её опубликовать, чтобы все желающие могли получить к ней доступ?

Лучшие инструменты анализа бизнес-процессов публикуют процессы в облаке, что облегчает доступ к ним для всех сотрудников организации. Таким образом, участники процесса могут получить доступ к диаграммам, где бы они ни находились, а во многих случаях и с помощью мобильных устройств, таких как планшеты и смартфоны.

Разумеется, данные должны быть защищены с помощью шифрования.

Вот диаграмма процесса, просматриваемая на смартфоне:

-2

4- Управление версиями процессов

Работа с процессами в том виде, о котором говорилось выше в п. 3, очень практично и, безусловно, облегчает жизнь аналитикам, консультантам и клиентам, которым приходится обращаться к ним.

Но как управлять новыми версиями процесса?

Нужно ли при каждом изменении создавать новую диаграмму процесса? Как назвать все эти версии и узнать, какая из них самая последняя?

С помощью HEFLO при каждом изменении или усовершенствовании диаграммы процесса предыдущие версии автоматически сохраняются.

Поэтому нет необходимости создавать серию отдельных файлов, по одному на каждую усовершенствованную диаграмму процесса. А для ознакомления с предыдущими версиями достаточно обратиться к самому процессу и проверить уже внесенные изменения.

5- Обработка улучшений процесса

Целью применения инструментов BPA является не только анализ бизнес-процессов.

После анализа мы рекомендуем приступить к постоянным улучшениям.

Для этого с помощью диаграммы процесса аналитик ищет возможности для улучшения.

Это процедуры, задачи или другие элементы процесса, которые делают его менее эффективным и продуктивным.

Например:

● Узкие места: точки в процессе, где происходит накопление задач, препятствующее непрерывному продвижению.

● Переработки: использование чрезмерного количества ресурсов.

● Задержки: когда одна задача была плохо оценена по сравнению с другими и занимает больше времени, чем хотелось бы.

Это лишь несколько примеров возможностей улучшения, которые можно обнаружить с помощью анализа диаграмм процессов и др.

6- Совместная работа

Лучшие инструменты BPA основаны на облачных технологиях, именно для того, чтобы обеспечить удобство совместной работы членов команды и пользователей процесса.

В случае с HEFLO портал совместной работы упрощает все это, помогая согласовывать процессы, а также собирать предложения других членов компании.

Для этого, закончив моделирование и документирование процесса, вы публикуете все это на портале для совместной работы.

Затем вы уведомляете об этом владельца процесса, который с помощью портала изучает и согласовывает смоделированный процесс.

Но цикл совершенствования на этом не заканчивается!

После этого любой желающий, имеющий доступ к порталу, может ознакомиться с опубликованными процессами и внести предложения по их улучшению.

Таким образом, совместная работа становится гораздо более подвижной и динамичной. Это достигается за счет комментариев, которые обсуждаются участниками, не выходя из среды программного обеспечения.

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш одноименный канал на Youtube, делитесь своим мнением в комментариях!

https://www.youtube.com/@Hefloclub

Обсуждение по автоматизации бизнеса, полезные советы и инструкции по использованию продукта Heflo в сообществе телеграмм @hefloClub

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц