Удивительный проект “Black Sabbath: The Ballet” выходит на финишную прямую. И больше всего рад этому Тони Айомми (Tony Iommi), 75-летний гитарист Sabbath. Что бы он подумал лет 50 назад, если бы кто-то предложил создать балет на его музыку? «Я бы никогда в такое не поверил», - смеётся Айомми. – «Особенно если вспомнить, как на нас смотрели, когда мы только начинали – никто нас не воспринимал всерьёз».
Да, в начале пути Sabbath считались группой для люмпенов, и их уж точно никто не воспринимал как представителей высокой культуры. Журнал Rolling Stone так писал об их музыке: «Она больше всего похожа на рычание танкового корпуса, бьющегося в предсмертной агонии». Издание NME язвило, что «Sabbath напоминают разъярённого мула, колотящегося в дверь конюшни».
Но времена меняются, а вместе с ними и взгляды. Вот уже много лет Black Sabbath считаются одной из самых значимых групп в истории рока, их рассматривают как прородителей хэви-метала. Тем не менее, новость о балете, построенном на музыке группы, стала своего рода сюрпризом этого года. Элемент необычности, на самом деле, большой - к Black Sabbath раньше никогда не обращались с подобного рода проектами. Правда, по словам Айомми, в середине 70-х Кен Расселл (Ken Russell) предложил создать оперу, основанную на их песнях. «Но мы тогда просто никак не отреагировали на это», - вспоминает гитарист. – «Предложение показалось нам странным – и оно было таковым».
Сегодня ситуация вполне подходящая, тем более, если учесть, как группу почитают в родном Бирмингеме: недалеко от Площади Столетия даже есть мост имени Black Sabbath.
Идея создания балета принадлежит директору бирмингемской балетной компании Карлосу Акосте (Carlos Acosta), который рассматривает группу как «идеальную тему для второго спектакля из трилогии концертных шоу, посвященных Бирмингему».
При этом Акоста отнюдь не фанат Black Sabbath: он кубинец, и ничего не знал про группу в детстве. «На Кубе на рок-н-ролл было наложено табу», - объясняет Акоста. – «Но я понимаю, что они значили для молодёжи. Я тоже принадлежу к рабочему классу, что автоматически обеспечивает мою совместимость с духом Black Sabbath. Я пытаюсь сделать то же, чего достигли они, суть одна и та же. Я понимаю, почему их музыка так много значит для фанатов, почему они жаждут её, и насколько Sabbath актуальны сегодня. Вспомните хотя бы песню “War Pigs”».
«Балет на музыку Black Sabbath задуман не как повествование об истории группы и это не последовательность танцев под их известные хиты», - продолжает Акоста. – «Это трёхактное шоу с участием трёх разных хореографов, которое объединяет все нити в заключительном акте. Иногда у нас звучит голос за кадром – текст начитали Айомми и Шэрон Осборн (Sharon Osbourne). Саундтрек представляет собой непрерывное музыкальное произведение. Мне пришлось переслушать всю дискографию группы, причём большим сюрпризом стало для меня то, что, помимо известных хитов, на альбомах есть большое количество красивой лирической музыки. Я сразу понял, что балет возможен - каталог Black Sabbath богат, есть из чего выбирать».
Конечно, несмотря на наличие лирики, Sabbath всё же в первую очередь ассоциируются с особым тяжёлым звучанием – и это частично связано с пониженным строем гитары Айомми. Звук этот был, если так можно сказать, навязан обстоятельствами. В 17 лет гитарист потерял кончики среднего и безымянного пальцев правой руки в результате травмы на производстве, и, чтобы продолжить играть на гитаре – а он левша, - ему пришлось сделать накладки на пальцы из старой бутылки из-под жидкости Fairy. Но этого оказалось мало, нужно было ещё ослабить натяжение струн. Всё это создало специфический звук, характерный для классических альбомов Black Sabbath.
Так как балет должен сопровождать живой оркестр, возник вопрос, связанный с воспроизведением гитарного звука. «Нам пришлось найти способ передать этот тон», - говорит режиссёр спектакля. – «Ведь Sabbath – это не просто гитара, бас и барабаны, это нечто большее. Да, существует уродливая традиция брать потрясающе звучащую в оригинале музыку и делать облегчённые аранжировки, превращающие её в музыку для лифтов. Мы ни в коем случае не хотели идти по этому пути!».
«Мне было интересно, как они это сделают», - комментирует слова режиссёра Айомми. – «То, что я услышал, показалось мне оптимальным: они брали маленькие фрагменты из нас самих, затем шла интерлюдия, затем снова кусок с риффом. Я слышал множество разных версий нашей музыки – там были и аккордеоны, и мандолины, и волынки, всё что угодно, - но то, что они сделали в балете, это действительно здорово».
Настоящее испытание у балета впереди: премьера состоится в Бирмингемском Королевском балете, и вокруг неё царит ощутимое волнение.
Билеты на восемь выступлений в родном городе Sabbath распроданы, как и на пять из шести спектаклей в Sadler's Wells в Лондоне. Также проданы практически все билеты на три из четырех шоу в Плимуте. «Приятно, что более двух третей билетов купили молодые люди», - говорит Акоста. – «Это самое успешное шоу, которое у нас когда-либо было. Причём шоу ещё не существовало, когда мы продавали билеты».
Вот она, животворящая сила бренда!
“Black Sabbath: The Ballet” дебютирует на Бирмингемском ипподроме с 23 по 30 сентября. Далее идёт Королевский театр Плимута 12-14 октября и Сэдлерс-Уэллс в Лондоне 18-21 октября.