Пособие для воспитательниц и родителей вальдорфских детских садов, основанное на опыте работы в вальдорфском детском садике
Перевод с немецкого издания Лебедева А.Б. с разрешения автора
Как я уже писал, когда я включился в работу по организации в Москве Свободной Вальдорфской Школы, не было кандидатов на роль учителя труда. Так как я уже имел опыт ведения кружков столярного дела и резьбы по дереву, то я решил «всё бросить» и стать в этой школе таким учителем, ибо, и сам считал, и приезжавшие к нам лекторы из Германии, из Вальдорфского Семинара, это подчеркивали: труд в школе должен быть обязательно! Только не было единого мнения, с какого класса (возраста детей) нужно начинать преподавание.
Я отправился в Германию для участи в так называемых «тагунгах», то есть конференциях, в которых опытные педагоги знакомили самых различных людей (например, родителей, не определившихся, в какую школу (а иногда и какой детский сад) лучше отдать ребенка, также были студенты и выпускники педагогических вузов, желавшие приобщиться к Вальдорфской педагогике. Это было время «перестройки» в СССР и поэтому кроме москвичей в конференциях принимали участи также, например, преподаватели из Прибалтики и однажды директор школы их Варшавы.
На этих конференциях слушатели не только слушали, как и что преподаётся в Вальдорфских школах, но практически выполняли всяческие задания, например, занимались эвритмией, резьбой по дереву, переплётным делом и так далее. Среди прочих выступали воспитательницы вальдорфских детских садов, в том числе Фрайя Яффке. Они рассказывали, как воспитательницы по-своему преподают «труд» детям в детском саду.
Во-первых, в связи с тем, что у маленьких детей ещё не затвердели кистевые косточки (обо этом также говорил доктор Штейнер), не нужно напрягать большими усилиями руки, кисти рук. Но со слов того же Штейнера всяческая творческая подвижность пальцев и кистей рук очень полезны для развития мозга и смышлености. Кроме того, ребенок, когда наблюдает процессы, он в них живёт и внутренне повторяет.
Поэтому говорилось, что воспитательницы сами готовят при детях разные салаты, шинкуют овощи, а детям в целях безопасности, дают деревянные игрушечные ножики и вареные овощи для приготовления таких смесей, как винегрет. Основной воспитательный момент: дети видят, как работают взрослые, приготовляют пищу.
Я в связи с этим вспомнил, как много всего мы лепили из теста, иногда разрезая деревянной лопаточкой, с моей бабушкой в моём раннем детстве, приготовляя чудесные печенья и торты. Это был сплошной восторг!
Из лекций на семинарах и конференциях я извлек, что не зря практически все человеческие ручные деятельности проходят по схеме: левая рука организует и удерживает нечто в пространстве, а правая ритмически это нечто обрабатывает. Это имеет несколько причин и следствий, но самым основным в этом является, что при такой схеме внешней работы руками ребенок как бы изнутри массирует, тренирует правильным образом полушария мозга. Правая рука ритмической работой тренирует левое полушарие, ответственное за математически-линейное, логическое мышление, а работа левой руки «воспитывает», насыщает энергией правое полушарие, ответственное за культурно-творческую, художественную, музыкальную деятельность.
В этом смысле ребенку полезно заниматься на, собственно, любых струнных инструментах, так как на всех них нужно левой рукой прижимать струны на ладах грифа, а правой ритмически извлекать звуки пальцами или смычком.
Рядом с нашей школой Пинского в детском садике на Стремянном переулке основался Вальдорфский Детсадовский Семинар. Там однажды на их территории, уже не помню по какой причине, завалился большой клён.
Меня позвали просто для того, чтобы, «не пропадать же добру», я забрал древесину для моих уроков труда в школу. Мы поговорили с руководителями семинара и с директрисой детского сада, и решили большую часть использовать для «детсадовских уроков труда».
Я принёс инструменты, родители активно включились, дети не хотели уходить домой, пока эта вакханалия на завершится. Для каждой из трёх групп были нарезаны полутораметровые брёвнышки для изготовления «козлов», а из самого толстого нижнего конца ствола три «колоды» примерно 40 сантиметров высотой.
Сучья, практически все, пошли в дело. Из самых толстых получились «ноги» для «козлов», более тонкие пошли на «рога».
Я приходил, по согласованию с руководством семинара и директором детского сада, и занимался во время детской прогулки обработкой заготовок для «козлов» и «колод», а также грубой обработкой, ошкуриванием заготовок для «рогов и копыт».
Дети ходили неподалёку и с интересом смотрели. Иногда были возгласы детей: «Папа на даче тоже так делает!».
После этого, как по волшебству, воодушевившиеся родители стали искать и привозить на своих машинах брёвнышки разной толщины и желательных пород. В то время много пилил деревьев так называемый «Трест озеленения Москвы».
Вчистую я делал «козлов» и «колоды уже при детях в группах. Обстругивал, шкурил, сверлил отверстия коловоротом большими пёрками, а потом выглаживал конусность отверстий полукруглыми стамесками. Позже Вальдорфская школа по просьбе воспитательниц подарила в каждую группу столярный верстак.
После организации такого рабочего места в группах было бы грехом там ничего не делать, и я по одному разу в неделю начал работать при детях. В качестве наглядной работы я выбрал пиление бревна на козле. Как это нормально делается, я клал на козла не ошкуренное бревно, и отпиливал, начиная с торца, довольно тонкие диски большой ножовкой, сделанной из двуручной пилы. Дети могли даже без объяснений понять, какие опасные у неё большие зубы.
Против таких работ возражали некоторые западные (не детсадовницы) учителя труда. Они говорили, что дети в детсадовском возрасте могут воспринимать весь процесс и представлять себя в роли пилы или топора, либо в роли раскалывающегося и распиливаемого дерева. Это может приносить им боль.
Я чётко вспомнил при таких разговорах, как бабушка не могла меня примерно пяти-шестилетнего остановить, когда я во дворе пилил толстое бревно и колол его на щепки для разжигания печи. Она кричала, что уже на год хватит того, что я уже раньше наколол и нащепал, но меня было не остановить.
Второе возражение состояло в том, что дети не должны сильно напрягать сухожилия кистевого узла, а то сухожилия могут становиться более сильными, чем косточки. Значит, нельзя, чтобы дети работали с большим напряжением, с силой.
Когда дети сами просили разрешения мне помочь, а такое началось почти сразу после начала работ, Я ставил ребенка перед собой, левую руку прятал за своей левой рукой, опирающейся на ствол, а правой ребенок брался за ручку пилы ниже моей руки, и мы вместе очень хорошо работали.
Были также дети, которые за работами наблюдали издалека и с какой-то опаской. А некоторые дети прямо рвались помогать и их было трудно остановить. Конечно, основную нагрузку испытывали мои руки.
Затем с этих дисков стамеской я снимал кору, после чего ножом закруглял ранд и ошкуривал. Такие диски затем имели несколько вариантов применения в группе: подставка под горячий чайник или кастрюльку, если просверлить отверстия, можно вставить ножки, в зависимости от длины ножек, получались кукольные столики, табуретки или (на совсем коротких ножках) подставки на подоконнике для горшков с цветами.
Если больше поработать с таким диском, получалась неглубокая тарелочка, если большой диаметр диска, то, например, хлебница. В книге Фрейи Яффке есть примеры таких работ. Работы предпринимал самые простые, совершенно понятные детям.
Ещё одна идея применения таких дисков: игра «вавилонская башня. Для неё нужно много (около сотни) дисков. Игра состоит в том, что выстраивается круг из примерно 12 дисков лежащих каждый на трёх столбиках, сделанных из сучков. Условие: торцы столбиков должны быть ровно отрезаны и без заусенцев, то есть столбики должны стоять «прямо». В этом возрасте детям не нужно давать понятий «перпендикулярно», «вертикально», лучше употреблять слово «прямо».
Потом на эти диски ставится следующий этаж из дисков насколько меньшего размера. Разумеется, воспитатель сначала сортирует диски по размерам, чтобы здание понемногу сужалось кверху. Очень важное явление в этой игре: очень часто некто из детей нечаянно делает что-то неаккуратно, и вся башня рушится. Это вызывает массу чувств.
Затем начались пертурбации, связанные не с учебным процессом. Школа стала государственной, я не имел высшего образования и меня из педагогического состава перевели в технический. Некоторое время я ещё работал преподавателем на основании трудового договора, как бы по совместительству. Работу в детском саду мне пришлось оставить.
----
Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи
Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.
Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.
#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #вальдорфскаяшкола #урокитруда #трудформируетчеловека #трудввальдорфскойшколе #поделкииздерева #дядялешакарамян #книжкапродерево #деревянныеигрушки #игрушкинаурокахтруда