Конечно, всегда интереснее смотреть, читать и изучать что-то более современное и актуальное зрителю. Однако это не отменяет того факта, что существуют такие работы в кинематографе, которые могут привлекать внимание аудитории и через многие десятилетия после своего выхода. Фильмы, относящиеся к новой волне вполне подходят под подобное описание.
Французская новая волна — направление в кинематографе, появившееся в конце 1950-х гг. Основной идеей был отказ от коммерческого подхода, присущего Голливуду, где в большинстве своем можно было предугадать концовку фильма (победа добра, все счастливы и довольны), а белое и черное было представлено на обозрение настолько ярко, что не возникало вопроса, за кого переживать по ходу действия. В новой волне же произошел отказ от предсказуемости повествования, белое и черное смешивалось, поэтому зачастую герои действовали достаточно аморально, но это не портило картину, а лишь добавляло интриги и изюминки, что и привлекло зрителей в то время, да и привлекает до сих пор.
Я же хочу рассказать о трех работах из этого жанра, которые мне наиболее понравились, и которые я бы мог порекомендовать к просмотру.
- «Стреляйте в пианиста» (1960 г.) реж. Франсуа Трюффо.
Одна из первых работ маэстро Трюффо, в главной роли далеко не безызвестный Шарль Азнавур, а действие сочетает в себе элементы трагикомедии, мелодрамы и даже криминальной драмы. Пианист Эдуар оказывается втянут в любовный треугольник и бандитские разборки одновременно, из которых вынужден выпутываться, все это сопровождается ажурной и отчасти неказистой игрой Азнавура, что в сочетании с его бешеной харизмой дает великолепный результат.
- «Женщина есть женщина» (1961 г.) реж. Жан-Люк Годар.
Годару было присуще изображать отношения между мужчиной и женщиной как своего рода игривое противостояние с зачастую надуманными противоречиями. Возможно, на это наложили отпечаток не самые продолжительные, но бурные отношения с датско-французской актрисой Анной Кариной, которую режиссёр снимал в нескольких своих фильмах. На фоне достижения французским обществом пика буржуазного развития в эпоху «славного тридцатилетия» и начавшейся сексуальной революции Годар говорит и показывает, что парадигма сменилась: теперь можно смело говорить об отношениях между полами, женщины теперь не просто статистки на фоне волевых героев, они сами определеяют ход событий, пускай иногда это подается с определенной долей иронии. В «Женщина есть женщина» рассматривается как раз подобная ситуация — классический любовный треугольник с элементами абсурда, строящийся вокруг желания главной героини забеременеть. Анна Карина и Жан-Поль Бельмондо украшают картину своей великолепной игрой.
- «Жить своей жизнью» (1962 г.) реж. Жан-Люк Годар.
Эта работа имеет более серьезный подтекст и печальный смысл, хотя сразу этого можно и не распознать из-за определенного рода игры на контрастах, которую применяет Годар. Героиня Анны Карины пытается сохранять веселый настрой, ей хочется, оказавшись в Париже после побега из провинции, ощутить свободу и независимость, однако все скатывается в элементарную бытовуху и попытки обрести себя среди безразличных масс. Этот фильм, как и другие, сохраняет свою актуальность, ведь многие люди, переезжающие в мегаполисы и по сей день сталкиваются с такими же проблемами, пускай пути решения у всех свои.
В заключение отмечу, что все эти фильмы, как и многие другие из новой волны, были сняты одним оператором - Раулем Кутаром, авторский стиль которого также оказал значительное влияние на развитие кинематографа.