Найти в Дзене

Судовое топливо: правила транспортировки в цистернах и необходимые документы

Оглавление

Судовое топливо является нефтепродуктом для энергетических установок кораблей. В России по отношению к судовому топливу действует ГОСТ 32510–2013 «Топлива судовые. Технические условия».

Морские перевозки в большинстве случаев совершаются по нейтральным или территориальным водам других стран, поэтому касательно судового топлива следует руководствоваться международными нормами.

Различают тяжелое и легкое топлива, предназначенные для разных типов двигателей. Данная классификация основана на способе производства:

  • дистиллятное топливо называется легким и применяется в среднеоборотных и высокооборотных дизельных установках;
  • если горючее произведено из густых остаточных фракций, оно называется тяжелым и предназначается для малооборотных дизельных двигателей, газотурбинных установок и корабельных котельных.

Тяжелые или остаточные виды судового топлива

Тяжелые виды горючего вязкостью 30–700 мм²/с получают, смешивая мазут, гудрон, газойль и более легкие продукты перегонки нефти.

К тяжелым относятся марки HFO — флотский мазут марок Ф–5 и Ф–12.

По ТУ 0252–014–00044434–2001 выпускают:

  • ИФО–30 (аналог ISO–F–RMC 10);
  • ИФО–180 (аналог ISO–F–RMC 25);
  • ИФО–380 (аналог ISO–F–RMC 35).

Международные марки флотского мазута по международному стандарту ISO 8217:

  • RMA 10;
  • RMB 30;
  • RMC 10, 25, 35;
  • RMD 80;
  • RME 180;
  • RMG 180, 380, 500, 700;
  • RMK 380; 500, 700.

Легкие или дистиллятные виды судового топлива

Легкие виды топлива называют дистиллятными, поскольку производятся из светлых жидких фракций при переработке нефти.

Сжиженный газ считается легким горючим для судов.

В высокооборотных дизелях и турбинах применяется судовое маловязкое топливо — СМТ. От обычного дизтоплива судовое отличается цетановым числом. У судового данный показатель равен 40–45.

Цетановое число — характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси.

Температура вспышки у СМТ должна быть не ниже +60 °C. Данное значение предусмотрено Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море. В состав входят газойль и другие фракции.

В России выпускается легкое горючее следующих марок:

  • СМТ, вид I;
  • СМТ, вид II;
  • СМТ, вид III.

Международные обозначения:

  • DMX;
  • DMA;
  • DMZ.

Марки отличаются по цетановому индексу и вязкости.

С 2020 года в России приняты ограничения по содержанию серы. Чтобы беспрепятственно проходить по Балтийскому и Северному морям, где выхлоп двигателей контролируется на содержание серы, на судах применяют более дорогостоящий газойль.

На некоторых судах в качестве топлива применяют также:

  • обычное дизтопливо;
  • топочный мазут;
  • топливо нефтяное;
  • высоковязкое горючее.

Энергетические установки кораблей обычно приспособлены к разным видам топлива, поэтому при необходимости имеется возможность настроить систему под конкретное топливо.

Перевозка судового топлива

Первым делом необходимо определить отгрузочное наименование и класс опасности данного вида груза.

К 3 классу опасности относятся:

  • дизельное топливо;
  • светлое топливо с температурой вспышки ниже +60 градусов по Цельсию;
  • топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных двигателей с температурой вспышки от +60 до +100 градусов по Цельсию.

В данном случае перевозка производится по правилам для легковоспламеняющихся жидкостей. Груз маркируется знаком класса опасности 3 с изображением пламени на красном фоне.

Если топливо тяжелое — мазут, нефтяное топливо для газотурбинных установок с температурой вспышки выше +60 градусов по Цельсию, то это груз 9 класса опасности. Исключение составляет перевозка при подогреве до температуры вспышки.

Груз обозначается знаком с указанием класса опасности 9: верхняя половина белого ромба содержит черные вертикальные полосы.

Любые виды нефтяного топлива представляют опасность для окружающей среды, поэтому транспортное средство и цистерна маркируются знаком с изображением мертвой рыбы на белом фоне.

Перевозки опасных грузов организуются поэтапно:

  • подбирается автомобиль;
  • разрабатывается маршрут, который затем согласуется с госорганами;
  • собирается пакет документов на груз, водителя, транспортное средство, отдельно на цистерну;
  • проводится предрейсовый технический осмотр автомобиля, а при необходимости чистка цистерны от остатков предыдущего груза.

Для перевозки грузов 3 класса опасности транспортное средство должно соответствовать категории FL по ДОПОГ.

Перевозить груз 9 класса допускается транспортному средству общего назначения. При этом наносится маркировка, а автомобиль укомплектовывается следующим оборудованием:

  • огнетушителями;
  • противооткатными упорами;
  • знаками аварийной остановки;
  • переносными фонарями.

У водителя должны находиться:

  • комплект одежды яркого цвета;
  • средства индивидуальной защиты кожи, глаз и органов дыхания.

Если недостаточно опыта в организации перевозок опасных грузов, обращайтесь в ADRIATA по телефону: 8 (800) 775–85–62 или в чате на сайте.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Впереди много полезной информации!