Судовое топливо является нефтепродуктом для энергетических установок кораблей. В России по отношению к судовому топливу действует ГОСТ 32510–2013 «Топлива судовые. Технические условия».
Морские перевозки в большинстве случаев совершаются по нейтральным или территориальным водам других стран, поэтому касательно судового топлива следует руководствоваться международными нормами.
Различают тяжелое и легкое топлива, предназначенные для разных типов двигателей. Данная классификация основана на способе производства:
- дистиллятное топливо называется легким и применяется в среднеоборотных и высокооборотных дизельных установках;
- если горючее произведено из густых остаточных фракций, оно называется тяжелым и предназначается для малооборотных дизельных двигателей, газотурбинных установок и корабельных котельных.
Тяжелые или остаточные виды судового топлива
Тяжелые виды горючего вязкостью 30–700 мм²/с получают, смешивая мазут, гудрон, газойль и более легкие продукты перегонки нефти.
К тяжелым относятся марки HFO — флотский мазут марок Ф–5 и Ф–12.
По ТУ 0252–014–00044434–2001 выпускают:
- ИФО–30 (аналог ISO–F–RMC 10);
- ИФО–180 (аналог ISO–F–RMC 25);
- ИФО–380 (аналог ISO–F–RMC 35).
Международные марки флотского мазута по международному стандарту ISO 8217:
- RMA 10;
- RMB 30;
- RMC 10, 25, 35;
- RMD 80;
- RME 180;
- RMG 180, 380, 500, 700;
- RMK 380; 500, 700.
Легкие или дистиллятные виды судового топлива
Легкие виды топлива называют дистиллятными, поскольку производятся из светлых жидких фракций при переработке нефти.
Сжиженный газ считается легким горючим для судов.
В высокооборотных дизелях и турбинах применяется судовое маловязкое топливо — СМТ. От обычного дизтоплива судовое отличается цетановым числом. У судового данный показатель равен 40–45.
Цетановое число — характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси.
Температура вспышки у СМТ должна быть не ниже +60 °C. Данное значение предусмотрено Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море. В состав входят газойль и другие фракции.
В России выпускается легкое горючее следующих марок:
- СМТ, вид I;
- СМТ, вид II;
- СМТ, вид III.
Международные обозначения:
- DMX;
- DMA;
- DMZ.
Марки отличаются по цетановому индексу и вязкости.
С 2020 года в России приняты ограничения по содержанию серы. Чтобы беспрепятственно проходить по Балтийскому и Северному морям, где выхлоп двигателей контролируется на содержание серы, на судах применяют более дорогостоящий газойль.
На некоторых судах в качестве топлива применяют также:
- обычное дизтопливо;
- топочный мазут;
- топливо нефтяное;
- высоковязкое горючее.
Энергетические установки кораблей обычно приспособлены к разным видам топлива, поэтому при необходимости имеется возможность настроить систему под конкретное топливо.
Перевозка судового топлива
Первым делом необходимо определить отгрузочное наименование и класс опасности данного вида груза.
К 3 классу опасности относятся:
- дизельное топливо;
- светлое топливо с температурой вспышки ниже +60 градусов по Цельсию;
- топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных двигателей с температурой вспышки от +60 до +100 градусов по Цельсию.
В данном случае перевозка производится по правилам для легковоспламеняющихся жидкостей. Груз маркируется знаком класса опасности 3 с изображением пламени на красном фоне.
Если топливо тяжелое — мазут, нефтяное топливо для газотурбинных установок с температурой вспышки выше +60 градусов по Цельсию, то это груз 9 класса опасности. Исключение составляет перевозка при подогреве до температуры вспышки.
Груз обозначается знаком с указанием класса опасности 9: верхняя половина белого ромба содержит черные вертикальные полосы.
Любые виды нефтяного топлива представляют опасность для окружающей среды, поэтому транспортное средство и цистерна маркируются знаком с изображением мертвой рыбы на белом фоне.
Перевозки опасных грузов организуются поэтапно:
- подбирается автомобиль;
- разрабатывается маршрут, который затем согласуется с госорганами;
- собирается пакет документов на груз, водителя, транспортное средство, отдельно на цистерну;
- проводится предрейсовый технический осмотр автомобиля, а при необходимости чистка цистерны от остатков предыдущего груза.
Для перевозки грузов 3 класса опасности транспортное средство должно соответствовать категории FL по ДОПОГ.
Перевозить груз 9 класса допускается транспортному средству общего назначения. При этом наносится маркировка, а автомобиль укомплектовывается следующим оборудованием:
- огнетушителями;
- противооткатными упорами;
- знаками аварийной остановки;
- переносными фонарями.
У водителя должны находиться:
- комплект одежды яркого цвета;
- средства индивидуальной защиты кожи, глаз и органов дыхания.
Если недостаточно опыта в организации перевозок опасных грузов, обращайтесь в ADRIATA по телефону: 8 (800) 775–85–62 или в чате на сайте.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Впереди много полезной информации!