Российский нефтеналивной танкер у причала в зимний день. Иллюстрация предоставлена онлайн-изданием Asia Times Files / Twitter
Специальная военная операция России на Украине, начавшаяся восемнадцать месяцев назад, привела к “неожиданному” энергетическому кризису в Европе. Перед лицом перспективы получения гораздо меньшего количества российских энергоносителей возникли опасения, что энергетическая инфраструктура Евросоюза не переживет зиму в 2022-23 годах, что естественно приведет к крушению экономики. Об этом пишет британский обозреватель и геополитик Майкл Брэдшоу, профессор бизнес-школы Уорикского университета.
Однако мягкая зима и постепенное выполнение плана по снижению энергопотребления и увеличению объемов закупок у альтернативных производителей позволили странам Европейского союза выйти из этой ситуации потрепанными, но не разбитыми окончательно.
Германия, Италия и другие зависимые от газа государства отказались от российского газа относительно быстро и без серьезного дефицита электроэнергии. С этого момента, на первый взгляд, даже стало появляться больше хороших новостей. В 2023 году наблюдалось устойчивое снижение цен на энергоносители, а объем газовых хранилищ в Европе достиг отметки в 90 % на три месяца раньше запланированного на ноябрь срока и возможно даже достигнет уровня 100 % уже в сентябре.
Динамика цен на газ в Европе в 2020-23 годах (US$/MMBtu). Такие котировки носят название голландских фьючерсов TTF. MMBtu = один миллион британских тепловых единиц. Иллюстрация предоставлена онлайн-изданием Asia Times Files / Trading View.
Многие политики на Западе, включая министра энергетики ФРГ Роберта Хабека, утверждают, что худшее в энергетическом кризисе уже позади. Однако, судя по всему, говорить об этом пока рано.
Очередные проблемы Евросоюза
В период с января 2022 года по декабрь 2023 года общая доля импорта трубопроводного российского газа в страны Евросоюза сократилась с 39% до 17%. Пытаясь компенсировать такую динамику, Евросоюз стал в большей степени зависеть от поставок сжиженного газа США чем раньше.
При этом совокупный процент импортируемого в Евросоюз газа вырос с 19% в 2021 году до примерно 39% в 2022 году. Это произошло благодаря оперативной модернизации инфраструктуры, в результате чего в период с 2021 по 2024 год мощности по транспортировке СПГ выросли более чем на 33 %. (Однако около 13% импортируемого в ЕС сжиженного топлива по-прежнему поступает из России, объемы поставок которой также существенно возросли после начала СВО). Столь резкий рост объемов потребления СПГ подверг страны Евросоюза риску нестабильности на этом рынке, особенно с учетом того, что более семидесяти процентов импортируемой продукции закупается "по первому требованию", а не по долгосрочным контрактам с нефтяной индексацией, как это принято странах Ближнего Востока.
Так, например, в последние месяцы в Европе наблюдался рост котировок эталонного газа, что было обусловлено забастовками австралийских СПГ-заводов. Это свидетельствует о том, что объемы поставок по-прежнему ограничены и существует множество факторов, способных вызвать серьезные нарушения в работе взаимосвязанного международного рынка. Пытаясь стабилизировать ситуацию, Еврокомиссия запустила такие программы, как "EU Energy Platform". Такая информационная площадка упрощает компаниям-поставщикам в странах-членах ЕС совместные закупки топлива.
Вооружённые силы Тайваня завершили испытания крылатой ракеты, способной уничтожить военные базы НОАК на материковой части Китая
Пытаясь стабилизировать ситуацию, Еврокомиссия запустила такие программы, как "EU Energy Platform". Такая информационная площадка упрощает компаниям-поставщикам в странах-членах ЕС совместные закупки топлива. Впрочем, пока неизвестно, какой объем поставок может быть направлен через такой механизм, поскольку он еще не апробирован. К тому же специалисты индустрии считают, что подобное вмешательство со стороны государства может спровоцировать обратную реакцию и подорвать нормальное функционирование рынка.
Если говорить о трубопроводном газе, то Осло обогнав Москву, превратилось в основного производителя газа для Европы, обеспечивая 46% потребностей в начале 2023 года (по сравнению с 38% годом ранее). Столь резкое увеличение объемов поставок привело к перегрузке газовой системы Норвегии. Задержки с проведением ремонтных работ в конце весны-начале лета стали причиной снижения интенсивности потоков, что повлекло рост цен, еще раз показывая, насколько напряженным сегодня является рынок Евросоюза. Не исключено, что в перспективе увеличение сроков ремонтных работ в Норвегии приведет к еще большим проблемам.
Согласно прогнозам, в текущем году Евросоюз продолжит закупать у Российской Федерации порядка 22 млрд. куб. м газа. Это примерно соответствует одиннадцати % суммарного трубопроводного газа, потребляемого ЕС в 2022 году. Значительная часть газа идет через территорию Украины, а поскольку действующий транзитный контракт между Москвой и Киевом вряд ли будет пролонгирован после истечения срока его действия в конце 2024 года, этот маршрут снабжения окажется под угрозой.
По данным Международного энергетического агентства, в 2022 году Евросоюзу удалось сократить потребление газа на 13% (при плановом показателе в 15%). В ближайшие месяцы "утомленные" военным конфликтом страны Европы могут оказаться не столь успешны в этом вопросе.
После начала специальной военной операции на Украине и сокращения поставок из России страны Европейского Союза нарастили закупки сжиженного природного газа. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в июне прошлого года Евросоюз впервые импортировал из Соединенных Штатов больше СПГ, чем российского трубопроводного газа Иллюстрация предоставлена онлайн-изданием Asia Times Files / / Agence France-Presse, AFP / dpa / Jens Buttner
Европе уже ничего не поможет - ни падение цен, ни то, что некоторые страны прошлой зимой не справились со своими проблемами. Лишь четырнадцать из двадцати семи стран-членов Евросоюза ввели обязательную политику снижения энергопотребления, в то время как страны восточной Европы, включая Варшаву, Бухарест и Софию, практически ничего не сделали для сокращения энергопотребления. Если в эти зимние месяцы в материковой Европе будет ощущаться физическая нехватка газа, это может ослабить призыв к солидарности.
Что случится завтра
Суровые реалии таковы, что еще как минимум два-три года европейцам придется надеяться на мягкую зиму и отсутствие серьезных проблем с глобальными поставками СПГ, разумеется, если они хотят предотвратить значительные скачки цен на голубое топливо.
Но даже сегодня цены на газ в странах Европы остаются примерно на пятьдесят % выше среднего многолетнего показателя, существовавшего до начала СВО, что негативно сказывается как на домохозяйствах, так и на предприятиях в целом. Это особенно важно для экономики ФРГ - промышленного центра Евросоюза с ее энергоемкой автомобильной и химической отраслями. Растет обеспокоенность, что высокие цены на энергоносители способны спровоцировать деиндустриализацию, поскольку энергоемкие производства перемещаются в другие регионы.
В КНР рассказали о четырех перспективных видах вооружений, способных остановить Соединённые Штаты
Положительным моментом является то, что давление на газовый рынок должно уменьшиться, примерно, с 2025 - 2026 гг. В Соединенных Штатах и Катаре будут введены в строй новые производственные мощности СПГ, и рынок восстановит равновесие. Спрос на голубое топливо в странах Евросоюза также должен существенно снизиться ориентировочно на 40% к 2030 году, что соответствует плану по снижению энергопотребления.
Некоторые аналитики считают, что к концу десятилетия может даже возникнуть перенасыщение газового рынка. Это может случиться в результате форсированного внедрения в Европе технологий возобновляемой энергетики и введения в строй нового поколения атомных электростанций. Это позволит существенно снизить зависимость Европы от импорта газа, но произойдет это только в том случае, если ЕС будет эффективно координировать свои действия.
Британский эксперт отмечает, что в течение нескольких месяцев после начала военного конфликта на Украине, (а именно в октябре 2022 года), Франция запустила прямые поставки газа в Германию, пытаясь тем самым снизить зависимость Берлина от Москвы, а затем ФРГ стала поставлять больше электроэнергии во французские города, чтобы компенсировать перебои, связанные с обслуживанием атомных электростанций.
Проблема заключается в том, чтобы применить такой же подход к декарбонизации. Пока Париж пытается заручиться поддержкой идеи модернизации атомной энергетики как внутри страны, так и в других государствах Европы, Франция сталкивается с противодействием со стороны возглавляемой Берлином группы "Друзья возобновления", выступающей за строительство только возобновляемых источников энергии. Такого рода "расколы" могут оказать негативное влияние на темпы трансформации энергетической отрасли в сторону полного отказа от использования ископаемого топлива.
Взрывы на трубопроводах "Северный поток - 1" и "Северный поток - 2" стали огромной проблемой для стран Европейского союза. Иллюстрация предоставлена онлайн-изданием Asia Times Files / Agence France-Presse, AFP / dpa / Jens Buttner
Таким образом, хотя Европейскому Союзу и удалось частично отказаться от использования трубопроводного газа из России, он по-прежнему будет подвержен влиянию изменчивости мировых газовых рынков, если только в ближайшее время существенно не сократит свои потребности в голубом топливе.