Найти тему
История нашего мира 2.0

Прогуляли, пропили

1145 - 1146 годы

Восточная Европа

Правитель Кракова князь Владислав для изгнания своих младших братьев собрал большие силы. Помимо прочих чужеземных владетелей, Владислав обратился за помощью к правителю Киева князю Всеволоду Ольговичу (правил в 1139-1146 гг.). Тот послал в помощь Владиславу войска, которые возглавили князья Владимир Давыдович Черниговский, Святослав Всеволодович Владимир-Волынский, Володимирко Володарьевич Галицкий. В результате брат Владислава Генрих был изгнан из Сандомира, другой брат - Болеслав оставил Плоцк и свою Мазовию, не имея возможности противостоять отрядам Владислава и его союзников.

Отряды Владислава разрушали многие замки и крепости его младших братьев, изгнали вельмож, кто вовремя не переметнулся на сторону Владислава и подчинили власти правителя Кракова большую часть Польши.

Убедившись, что в одиночку им со старшим братом не совладать, Болеслав, Мечислав (Мешко) и Генрих, младшие братья Владислава, объединяют свои силы и уходят в Великую Польшу под защиту крепостных стен города Познань, жители которого выступили против самовластия Владислава Краковского.

Владислав со своими союзниками осадил Познань. Не желая терять воинов при штурме сильно укреплённой крепости, Владислав берёт город в плотную осаду. Город окружают кольцом войск, которые пресекают любые попытки провезти осаждённым продовольствие. Саму крепость окружают полисадом и частыми башнями, с которых ведётся обстрел крепости из катапульт и баллист.

Союзники Владислава занимаются тем, что грабят окрестности Познани и прилежащие села и замки. Владислав делает вид, что не замечает этих бесчинств.

Предпринимаются попытки решить вопрос миром. Сначала братья предлагают Владиславу помириться; просят оставить им хотя бы часть того, что завещал им отец (смотри публикацию «Жена начала доставать мужа»). Владислав отвергает все предложения братьев, настаивая на безоговорочной капитуляции.

Затем Яков, архиепископ Гнезно, прибывает в лагерь Владислава, сначала увещевает его избавиться от чужеземцев в своем войске и помириться с братьями, затем предает правителя Кракова анафеме за то, что тот не захотел мириться с братьями на условиях возвращения братьям их уделов.

Потеряв надежду договориться о мире, братья и их воины приступают к методам активной обороны.

Едва ли не каждую ночь совершаются вылазки, устраиваются засады и укрытия, откуда внезапно нападают на тех из осаждающих, кто неосторожно приблизился к стенам крепости; ведётся обстрел башен осаждающих из катапульт и баллист. Часто схватки под стенами крепости шли даже днем, когда группы осажденных воинов по собственной инициативе выходили за стены и нападали на осаждающих. При этом обе стороны несли немалые потери.

А тем временем продовольствие в Познани подходило к концу. Над осаждёнными нависла угроза голода.

И тогда на военном совете младших братьев и их военачальников было принято решение атаковать лагерь Владислава и его союзников и решить дело полевой битвой. Было принято решение выбрать для атаки момент, когда в лагере Владислава будет очередная гулянка (а они бывали частенько - что поляки, что русские погулять любили). Более того, пошли на хитрость. Изобразили во время очередной вылазки, что осаждённые сражаться уже не могут, что их боевой дух сломлен и крепость вот-вот падет. Владислав и командование его войск купились на эту уловку. Осаждающие, решив, что враг сломлен, победа уже в кармане, и Познань вот-вот капитулирует, ослабили контроль над своими войсками. В итоге дисциплина в лагере Владислава резко упала, вместо охраны полисада и башен, возведённых для осады, многие из воинов предались разнузданности и пьянству. На постах для наблюдения за осажденными были оставлены лишь немногочисленные часовые. Прочие рассеялись по разным местам. Кто предавался распутству, кто занялся игрой и пирами, кто просто отсыпался от тягот службы. Короче, разложение войск Владислава шло полным ходом. Осаждённые знали об этом, как от пленных, так и от перебежчиков, и внимательно наблюдали, выжидая момент для нападения.

В полдень одного из дней, когда Владислав с русскими князьями и иными военачальниками сел очередной раз за пиршественный стол, на башне познаньской крепости, что позади костёла святого Николая был трижды поднят вверх красный щит. Встревоженные русские князя потребовали у Владислава объяснений, что мог бы означать сей знак. На что подвыпивший Владислав легкомысленно отмахнулся, объяснив, что это его братья, таким образом, просят его о милосердии.

-2

Пока в шатре у Владислава шёл спор подвыпивших военачальников: щадить сдающихся или нет, осаждённые, разом открыв все ворота крепости, устремились в атаку на лагерь союзных войск. Те оказались совершенно не готовы к подобному: кто спал, кто играл в азартные игры, при этом большинство были без оружия и доспехов. А потому, когда осаждённые напали, застигнутые внезапностью атаки осаждающие думали не о сопротивлении, а о том, как бы спасти свои жизни. Паника и хаос воцарились в лагере Владислава. А тут ещё воины братьев подожгли часть палаток и шатров, покрытых соломой и сухой травой. Лошади вырвались из загонов. То есть, хаос был ещё тот. Кто бежал, кто сражался, кто спасал свои ценности и имущество. Осаждённые же лишь убивали и гнали врага, забыв о добыче и пленных. В считанные часы многочисленные до этого армии Владислава и его союзников превратились жалкие остатки. Многие захлебнулись в водах соседних рек. Реки Цибина, Глван, Варта, которые протекали недалеко от лагеря Владислава и его союзников вышли из берегов, столько в них было тел павших воинов Владислава и его союзников.

Владислав бежал в Краков, куда прибыл практически в одиночестве.

С ним в Краков прибыли с небольшими группами своих воинов Святослав, Изяслав и Володимерко*. Отсюда в конце 1145 года русские князья бежали к себе на Русь, вернувшись из похода с большим позором.

Победители захватили огромную добычу. На радостях от победы братья Владислава даровали свободу всем пленным полякам, чем привлекли многих из сторонников Владислава на свою сторону.

Сами же в начале 1146 года пошли на Краков. Прослышав об этом, Владислав бежал в Ратибор (вар.: Рацибуж). Из Ратибора через Силезию бежал в Германию к правителю Священной Римской империю Конраду (правил в 1138-1152 гг.).

Последняя попытка сохранить единство Польши, как государства, таким образом, рухнула. На столетия на территории Польши воцарились раздробленность и междоусобные войны.

* Владимир Володаревич (Владимирко) (—1153) — князь звенигородский (1124—1128), перемышльский (1128—1141), первый князь единого Галицкого княжества, основатель первой Галицкой династии, младший сын Володаря Ростиславича.

(Источники: Винцентий Кадлубок, Длугош, Малопольские анналы, ПСРЛ, тт. 1, 2, 9 и др., Стрыйковский, Татищев, т.2, Хроника Великой Польши)