В конце августа 1941 года немецкое командование приказало окружить Ленинград кольцом и постановило «требование о капитуляции не выдвигать», а также пресекать с применением оружия любую попытку населения выйти из кольца. 8 сентября немецкие войска заняли Шлиссельбург, финские — блокировали город с севера по линии укрепрайона «линия Сталина» от Сестрорецка до Ладожского озера. В 18:55 того же дня на Ленинград обрушилось 6327 зажигательных бомб, загорелись Бадаевские склады и началась блокада, длившаяся 872 дня.
О судьбе, уготованной Ленинграду немецким командованием, свидетельствует приказ генерал-майора Филиппа Клеффеля от 13 сентября 1941 года, чья пехотная дивизия стояла в десятке километрах от Ленинграда: «Мы будем обходиться с ним (Ленинградом) как с крепостью и голодом заставим его сдаться. Эта борьба требует, чтобы у нас не появилось ни малейшей жалости к голодающему населению, даже к женщинам и детям... Их следует держать на расстоянии огнем наших частей, находящихся на передовой, а если они все же прорвутся — расстреливать. Каждый солдат дивизии должен быть подробно проинформирован об этом».
18 сентября немцы захватили Пушкин и Красное Село. Линия фронта остановилась в четырех километрах от Кировского завода, где продолжали выпускать танки КВ.
Внутри кольца оказались войска Ленинградского фронта и Балтийского флота — более полумиллиона человек, гражданское население Ленинграда — около 2,5 миллионов человек, 340 тысяч жителей пригородов и больше 300 тысяч беженцев.
В 1943 году руководство Ленинграда создало Комиссию по сбору материалов и составлению хроники «Ленинград и Ленинградская область в Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков». В 1945 году был опубликован результат работы этой комиссии — «Акт о преднамеренном истреблении немецко-фашистскими варварами мирных жителей Ленинграда». В акте указывалось, что на город сброшено 107 158 зажигательных и фугасных бомб, выпущено более 150 000 артиллерийских снарядов, от обстрелов и бомбежек погибло 16 747 человек, ранено — 33 782, от голода погибло 632 253 человека. Эти цифры впервые прозвучали на Нюрнбергском процессе в 1946 году. В 1965 году ленинградские историки Г. Л. Соболев и В. М. Ковальчук из Института истории РАН, опираясь на собственные исследования в «Очерках истории Ленинграда», назвали новое число жертв — от 800 тысяч до 1 миллиона человек. Эти цифры приведены и в «Воспоминаниях и размышлениях» маршала Георгия Жукова.
Историки блокады Г. Л. Соболев и М. В. Ходяков в исследовании «Противоборство жизни и смерти: некоторые итоги изучения блокады Ленинграда» (2021) отмечают, что, несмотря на то что в научный оборот за последние годы вошел большой корпус новых документов, «определить точно количество жертв голодной блокады вряд ли возможно из-за невиданных масштабов человеческой трагедии, не поддающейся нормальному измерению». Автор фундаментального исследования «Неизвестная блокада» (2002 ) петербургский историк Н. А. Ломагин пишет: «После Холокоста блокада Ленинграда стала вторым крупнейшим случаем геноцида в Европе в период Второй мировой войны», а принятие в 1948 году «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказаний за него» и Женевских конвенций с дополнительными протоколами, запрещающими применение голода как средства ведения войны, — прямым следствием трагедии Ленинграда.
8 сентября — День памяти жертв блокады. Сегодня поминальные списки читают в Центральном выставочном зале «Манеж», Военно-медицинском музее, на киностудии «Ленфильм», у театра «Балтийский дом», Эрмитажа, Русского музея, Александринского театра, во дворах Капеллы.
Поминовение павших началось накануне, с традиционной акции «Ночь перед блокадой» на Пискаревском мемориале, где в братских могилах захоронено более 420 тысяч блокадников и 70 тысяч воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота. На Верхней аллее открылась тематическая выставка «Война, Ленинград, сорок первый, блокада» — о страшной осени и зиме 1941–1942 годов, которые, по свидетельству писателя Виталия Бианки, ленинградцы называли «смертным временем». Участники акции выступали у открытого микрофона, в исполнении артистов Театра драмы имени Ольги Берггольц прозвучала поэма «Реквием» Роберта Рождественского. Под архивную запись стихов из «Февральского дневника» Ольги Берггольц возложили цветы к монументу «Мать-Родина». В почетном карауле у Вечного огня стояли военнослужащие и участники поисковых отрядов, в акции также принимали участие учащиеся школы № 3 Петроградского района и Школы народного искусства Императрицы Александры Фёдоровны, фонд социальных инициатив «Мирные люди».
Сегодня в 15:00 в Соляном переулке у Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда состоится концерт. Василий Герелло, Иван Ожогин, Мария Елизарова и оркестр штаба Западного военного округа исполнят сочинения на музыку Василия Соловьева-Седого. На площади Искусств в 19:00 состоится концерт «Свеча памяти», будет звучать музыка Шостаковича в исполнении солистов Мариинского театра и академии «Авансцена» в сопровождении Большого симфонического оркестра Северо-Запада России. В 20:00 в Исаакиевском соборе пройдет хоровой концерт — «Час мужества Ленинграда».
В театре «Суббота» сегодня покажут спектакль «872 дня. Голоса блокадного города». В Памятном зале монумента героическим защитникам Ленинграда откроется выставка «Блокадный портрет» с работами художников Соломона Юдовина, Ярослава Николаева, Георгия Верейского, Лидии Гагариной, Николая Рутковского, архитекторов Ивана Ильина и Модеста Шепилевского.