Разработчики из студии Larian построили практически идеальную ролевую игру со сложной сюжетной структурой, как в «Ведьмаке 2», и максимально невзрачным эпилогом
Baldur’s Gate 3, как опытный рестлер, влетела с двух ног в жизнь сотен тысяч геймеров. Люди, которые ничего не знали о жанре и держались подальше от настолок с их сложными формулами расчета действий, с интересом погружаются в нюансы, закупаются кубиками и выискивают тематические шоу на YouTube. Другие пытаются завершить первое прохождение, в то время как некоторые закончили игру дважды, а то и трижды. И при этом мало от кого звучит недовольство и негатив. В основном восторг, который в первые недели достиг таких размеров, что пошли разговоры про новый стандарт в индустрии. И пока одни разработчики пытались приземлить поклонников, другие на радость фанатам отмечали удачные находки команды Larian. Таким, например, был Дэвид Гейдер, сценарист серии Dragon Age и Baldur’s Gate 2. Он на протяжении месяца вел в Twitter записи, где по итогу назвал игру Larian достойным преемником.
И все же у Baldur’s Gate 3 есть недостатки, которые не позволяют поставить игре 10 баллов прямо сейчас. Даже пускай лично для меня это игра года и ничего лучше в жанре CRPG пока просто нет (Pathfinder: Wrath of the Righteous, конечно, невероятна, но она немного про другое). Подождите строчить гневные комментарии, наберитесь терпения и дочитайте до конца.
Кубик d20 и аттракцион возможностей
Для тех, кто не знает, Baldur’s Gate 3 — фэнтезийное приключение эпических масштабов, в основе которого лежат правила пятой редакции из настольной игры Dungeons and Dragons. Это значит, что любое действие проверяется броском 20-гранного кубика. Чтобы повысить шансы на успех, у персонажа есть характеристики, экипировка и заклинания — все они добавляют бонусы к проверкам, спасброскам, количеству наносимых повреждений и получаемому урону, и влияют на состояния и способности героя.
Я понимаю, что все описанное выше звучит несколько запутанно, но стоит только запустить игру и попробовать вникнуть самому (а после прочитать наше руководство), как многое станет ясным. Во-первых, Larian все автоматизировала, и даже логи в чатах ведутся без лишних расчетов (если очень хочется, то можно навести курсор на строку и посмотреть на детальные вычисления). Во-вторых, даже на среднем уровне сложности при отсутствии глубоких познаний в Dungeons and Dragons вы будете чувствовать себя комфортно. Запороть билд здесь просто невозможно, даже если изучить все 12 классов по одному разу. С любой прокачкой ваш герой способен на удивительные поступки.
Особенно если неспешно зачищать локации и выполнять все доступные задания. При превышении максимального значения на местности вы перестаете чувствовать противников. Новая экипировка, умения, заклинания и прочие черты заметно повышают вашу мощь на 5 и 9 уровнях, если следовать развитию одного класса. В первом случае вы открываете дополнительную атаку для воинов и третий уровень заклинаний для магов и жрецов. Во втором — магию 5 уровня. Есть, конечно, еще и 11 уровень, где вы получаете третью атаку и 6 уровень типов волшебства, но это не так ощутимо влияет на ситуацию.
С мультиклассами пиковые значения силы меняются в зависимости от сочетаний. Например, на 8 уровне персонаж с комбинацией варвара и воина имеет в активе шесть атак (и это без эликсиров и магии, которые способны дополнительно поднять значения). На 5 уровне следопыт с двумя легкими арбалетами, который в будущем закинет несколько очков в классы разбойника и воина, превращается в пулемет: он в одиночку может похоронить любого босса или отряд даже в финале игры.
Пример убийственной сборки, которая работает со старта. Чисто для ознакомления. Я бы не рекомендовал прибегать к чужой помощи во время первого прохождения, чтобы портить себе впечатления
Но если вы не хотите заморачиваться и вас совершенно не интересует «манчкинство», любую ситуацию на арене можно решить смекалкой (спасибо уникальным механикам и потрясающему дизайну уровней). Например, если враги расположились на деревянном мосту или полоске из паутины, то после броска огненного шара все сгорит — и цели упадут. Если противник весит немного, а вы крупнее и мощнее — его можно метнуть или столкнуть в пропасть. Но даже если вы хилый, есть заклинание воздуха, которое отправит в обрыв целую толпу существ, не прошедших проверку. Вот, например, как здесь в ролике (осторожно: небольшие спойлеры!). В нем же, кстати, наглядно демонстрируется, как бард после расстановки взрывоопасных бочек собирает вокруг себя толпу гоблинов, ставит игру на паузу, выпрыгивает из окружения и наблюдает, как враги разлетаются в разные стороны, словно попкорн в печи.
Но есть и менее очевидные сочетания. Например, можно подложить боссу в карман проклятый труп, а затем наблюдать, как он медленно умирает. Или подсунуть ему 15 тыс. монет (или больше, зависит от максимального значения здоровья), а после воспользоваться волшебной булавой с уникальной атакой, которая наносит нанести дополнительные 3 ед. проникающего урона за каждые 300 единиц золота у противника. Итог — мгновенная смерть.
И таких комбинаций в Baldur’s Gate 3 великое множество. По сути, это аттракцион возможностей. Все ограничивается лишь вашей фантазией, прокачкой и экипировкой. Тебе дают головоломку, а ты уже сам придумываешь, как ее решить.
В этом плане очень здорово, что боев ровно столько, сколько нужно. Сражения не душат и не надоедают, как это бывает частенько в играх подобного жанра. Да, на более поздних актах, когда в драках участвуют по 20-30 человек, не хватает ускоренной перемотки, так как ожидание собственной очереди занимает минуту-полторы. Но, если честно, меня это не сильно напрягает. Все-таки это DnD, где множество факторов и переменных. И лучше не тратить время потом, а спокойно сразу запоминать и вычислять, кто представляет наибольшую опасность для ваших сопартийцев.
Команда молодости нашей
История Baldur’s Gate 3 начинается с того, что иллитиды (свежеватели разума — существа, питающиеся мозгом и использующие в основном псионические способности) отправились на охоту, чтобы похитить как можно больше людей и представителей других рас, подселить к ним в голову паразита и насоздавать новых осьминогоподобных монстров. Однако на наутилоид (так называются боевые корабли свежевателей) внезапно нападают гитьянки на красных драконах (их бывшие рабы). В итоге судно падает, и вы оказываетесь непонятно где.
Постепенно вы собираете вокруг себя команду из саркастичного эльфа-вампира (Астариона), тифлинга с машиной внутри (Карлах), взрывоопасного мага (Гейла), таинственного фанатика (Шэдоухарт), вечно недовольной гитьянки (Лаэзель) и ходячей знаменитости (Уилла). Позднее к вам могут присоединиться наглухо отмороженная паладин-дроу (Минтара), дружелюбный друид (Хальсин), знаменитые герои Baldur’s Gate 2 Минск и Джахейра, а также еще один персонаж, чье имя нельзя раскрывать (невероятный спойлер).
Кто из них окажется в отряде по спасению или уничтожению мира, зависит от вас. У игрока есть право убить или послать куда подальше каждого еще на этапе знакомства, а также чуть позднее, когда вы повысите к себе доверие. Но далеко не всех героев можно пригласить в группу за раз. Особенно это касается опциональных: Минтары, Хальсина, Джахейры, Минска и того самого мистера Икс. Расположение к вам первых двух зависит от того, чью позицию вы выберете в конфликте гоблинов и друидов. У Джахейры, Минска и секретного незнакомца все сложнее — их присутствие возможно при соблюдении определенных условий во 2 и 3 актах.
Впрочем, пригласить в отряд — только половина победы. А вот удержать в нем всех участников во время путешествия куда сложнее. Есть множество ситуаций, которые радикально влияют на поведение сопартийцев. Например, если устроить резню в одном месте, от вас отмахнутся два героя. Если не предотвратить драку в лагере, один из двух персонажей пострадает. Если не взять сопартийца в важную для него локацию, он легко обидится и уйдет. Если помочь другому герою по его сюжетной ветке при злодейском подходе, он так повлияет на повествование, что против вас выступят те, кого вы считали друзьями, а сама история сместится вообще в другое русло.
Все подобные моменты неочевидны. Сценаристы заложили такое огромное количество переменных, что не всегда знаешь, как очередной квест повлияет на партию и раскроет героев. Взять хотя бы простое задание в Подземье. Если коротко, вас отправляют на поиски редкого и очень дорогого гриба, который возвращает память. Когда добываешь его, есть два варианта: отдать пришибленному мужу торговки, который при жизни был тираном и бил жену, или вручить самой женщине (он ей нужен, чтобы вытащить из долгов лавку в Балдурс Гейте). Оба эти решения продвинут сюжет вперед. Но есть и третий, до которого нужно смекнуть, — подарить Шэдоухарт, которая не раз рассказывала о блокировке воспоминаний. Если пойти этим путем, вы узнаете неожиданную часть ее биографии.
Спустя 100+ часов мне все еще интересно наблюдать, как моя партия меняется под влиянием обстоятельств, как каждый участник выстраивает со мной и друг с другом отношения. В какие-то моменты они реагируют доброжелательно, в какие-то — критикуют, в какие-то — высказывают смешанные мнения. Каждый случай зависит от состава, поэтому я его регулярно тасую даже на втором прохождении (молю, дайте шанс Лаэзель и Минтаре, и они очаруют вас).
Что касается любовных линий, то мне нравится, как они продуманы. Если раньше постельная сцена являлась пиком в истории двух героев, то теперь это шаг на пути к чему-то большему. И речь идет не только о свадьбе, но и о постоянном взаимодействии после нее. Вы всегда можете что-то обсудить, обменяться мнениями — иными словами, быть обычной парой. Но если вам все это не по душе, вы также можете жить по принципу «никаких обязательств».
Нелинейность и сюжетная структура
Впрочем, подобная вариативность проявляется не только в романах, но и во всем остальном. Представьте себе, что переход из одного акта в другой может быть достигнут двумя-тремя способами. Тот же принцип наблюдается в сторонних квестах, боях и решениях любых проблем в диалогах (иногда путей больше, но в целом 3 варианта — золотая середина). Я уже месяц обсуждаю с друзьями, как они проходят определенные отрезки. И у каждого из нас совершенно свой опыт. Кто-то пропустил Подземье и Кузню в 1 акте, иначе решил конфликт во 2 акте, завершил задание, убил персонажа, нашел секрет, узнал, что клятву паладина можно нарушить и открыть 4 подкласс и т.д.
Учитывая масштабы, в Baldur’s Gate 3 легко поверить в собственную уникальность и особенный путь. Все благодаря количеству опций во время путешествия и тому, как один выбор отсекает разные куски контента.
Чтобы оценить историю во всех гранях, Baldur's Gate 3 нужно проходить трижды (поверьте, каждый последующий заход будет быстрее предыдущего): в условно добром/нейтральном стиле, на стороне Абсолют и за Темного соблазна. Последний примечателен тем, что не только раскрывает отдельную сторону конфликта, но и добавляет больше кат-сцен и эпизодов с уже знакомыми персонажами. По сути, это «Новый режим+» для тех, кто уже знаком с историей, но без суровых испытаний. Просто дополнительная сюжетная линия, которая прекрасно вплетена в основное повествование.
Сама структура центральной линии напоминает «Ведьмака 2». В 1 акте вы знакомитесь с миром, оцениваете участников конфликта (а их тут немало) и выбираете сторону. Во 2 акте наступает время для ключевых решений, которые могут направить сюжет в одну из нескольких сторон, отсекая целые ветки. При определенной вероятности вы способны завершить историю раньше и закрыть для себя 3 акт. Если вы этого не сделали, то в финале будете наблюдать последствия от принятых решений и эпическую концовку.
Кстати, о концовках. Они бывают трех типов (прямо как в Mass Effect 3), но в каждом случае отличаются деталями, поскольку собираются из цепочек самых разных решений, принятых в процессе путешествия. Вдобавок в заключительный момент вы можете переиграть всех и в последний момент изменить ситуацию неожиданным образом. Например, предать и встать на другую сторону.
В целом финал истории вряд ли оставит кого-то разочарованным. Лично я на этапе титров ощутил, что поучаствовал в по-настоящему эпическом приключении, как в старые добрые времена. Только теперь первое прохождение заняло не 40-60 часов, а гораздо больше.
Эпилог и баги
Однако есть нечто, что до сих пор не дает мне покоя. Я понимаю желание Larian не конкурировать в одном месяце со Starfield и дополнением к Cyberpunk 2077. Но я не понимаю, почему у разработчиков получился такой куцый эпилог. Я не прошу рассказывать обо всех персонажах, которые есть в Baldur’s Gate 3. Я прошу дать возможность попрощаться с партией и всеми остальными должным образом, как в Pathfinder: Wrath of the Righteous. А уж в кат-сценах или просто текстом — не так важно. Все-таки после 100+ часов, проведенных в игре, я готов посидеть еще полчаса и узнать, как сложилась жизнь всех главных героев.
Сейчас эпилог — самое слабое место игры. Да, разработчики уже дополнили финал Карлах. Ее линия стала действительно лучше, но основная проблема пока остается. И, видимо, раньше выпуска расширенного издания ситуация радикально не изменится.
В список других явных недостатков можно смело отнести работу камеры (она порой выдает очень неудобные ракурсы), сортировку в инвентаре (она то работает, то не работает, но самое главное не всегда понятно, что за вещь перед тобой из-за одинаковых иконок) и оптимизацию во 2 и 3 акте.
Если первые два пункта — нечто несущественное, то последний крайне ощутим. Я хоть и не сталкивался с критическими багами, зато испытывал резкие просадки кадров и «тормоза». Жить можно, но приятного в этом мало (по крайней мере, такая ситуация происходит, если у вас Ryzen 5 3600 и GeForce RTX 3060, а сама игра установлена на SSD).
Но несмотря даже на такие недочеты, я все равно очень люблю Baldur’s Gate 3. За изобретательность. За масштаб. За нелинейные квесты (да, центральная история, может, и не такая гибкая, как хотелось бы, но где вы найдете еще такую вариативность в игре, рассчитанной на 200 часов прохождения?). За запоминающиеся сражения (особенно с боссами). За уникальную экипировку, которая толкает на эксперименты. За персонажей, которые эволюционируют во время путешествия. За диалоги, которые интересно читать, и актеров, которых хочется слушать. У Larian действительно получилась во многом выдающаяся игра. И я совершенно не удивлен, что их следующий проект будет меньше. Все-таки выдавать один монументальный шедевр за другим — дорогого стоит.
Оценка: 9/10