Валютные потрясения в Поднебесной и страх перед мировым экономическим спадом заставили инвесторов в массовом порядке покинуть развивающиеся рынки, напугав крупные компании по управлению активами, давно занимающиеся подобными инвестициями.
Более чем за десять лет Franklin Templeton, Pimco, Aberdeen и Oppenheimer больше похожий на Марко Поло, чем на Уоррена Баффета, проложили тропу к интернет-компаниям в Китае, нефтяным гигантам в Бразилии и золотым рудникам в Южной Африке.
Для этих компаний инвестиции в высокорискованные рынки рассматриваются как необходимость диверсификации портфеля ценных бумаг, а также возможность получать одни из самых высоких доходов в этих отраслях.
Теперь, когда инвесторы разбегаются, компании пытаются «остановить кровотечение».
В прошлом году, когда из мировых инвестиционных фондов ушли рекордные $105 млрд, 26% от этой цифры пришлось на управляющие компании США.
Это был третий год продолжавшегося оттока акций и облигаций. Последний раз подобная ситуация наблюдалась во время азиатского кризиса конца 1990-х, заявил эксперт Кэмерон Брандт.
Это не разовое явление, это уже переросло в хроническое состояние.
Мир поменялся основательно, причем в худшую сторону, особенно для крупных управляющих компаний, действия которых и способствовали «надуванию рынка» и последующего его «схлопыванию».
Например, компании Pimco, крупнейшему мировому инвестору на рынке облигаций, принадлежат три облигационных фонда, инвестирующих в развивающиеся рынки. В целом, из фондов развивающихся рынков под управлением Pimco в прошлом году инвесторы вывели $6 млрд, сообщает Morningstar.
В 2014 году Pimco покинул со-основатель и главный директор по инвестициям Билл (Уильям) Гросс. И компании пришлось несладко, когда вслед за уходом звездного менеджера инвесторы вывели из фондов несколько миллиардов долларов.
В декабре прошлого года инвесторы вывели $619 млн из валютного фонда компании, потерявшей 21% своей стоимости, уступив почти всем фондам, за исключением одного, отметил Morningstar. И если в 2013 году объем Фонда достигал $15 млрд, то теперь он находится на отметке ниже $5 млрд.
Pimco, конечно, не одинок. Валютный долговой фонд, управляемый инвестиционной компанией MFS в Бостоне потерял $1, 4 млрд в прошлом году. У Trust Company на западе Лос-Анджелеса был зафиксирован отток в $1, 8 млрд, по сравнению с $2, 6 млрд в прошлом году.
Однако больше остальных пострадал в прошлом году Oppenheimer Developing Markets, с объемом в $28 млрд. Он потерял $5 млрд, отмечает Morningstar.