Найти тему
ВЫБЕРУ.РУ

Из-за дефицита горючего мы можем остаться без овощей

Всё-таки удивительно как в стране, которая добывает нефть миллионами тонн, может расти стоимость бензина. Причём так, что автозаправкам становится невыгодно продавать горючее, а сельхозпроизводители опасаются срыва полевых работ. На этот раз дело не только в росте мировых цен на нефть, но и в принимаемых правительством мерах.

Почему растут цены на бензин? Фото: yandex.ru
Почему растут цены на бензин? Фото: yandex.ru

Цена бензина марки «Премиум-95» превысила 76 800 рублей за тонну, обновив рекорд. Это следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Стоимость дизтоплива превышает 69 000 рублей за тонну.

В стране возник дефицит горюче-смазочных материалов (ГСМ). В итоге подскочили оптовые цены, но даже они не помогают справиться с нехваткой горючего. Хотя обычно, если цена на какой-нибудь товар увеличивается, спрос на него падает. Как рассказал руководитель проектов исследовательской группы «Петромаркет» Николай Баранов, дефицит топлива возник по нескольким причинам:

  1. Логистические сложности. Железная дорога сейчас перегружена, из-за чего доставки горючего на НПЗ и заправки идут с перебоями.
  2. Особенности ценообразования. Сейчас оптовые и розничные цены нефтяных компаний практически сравнялись. Поэтому небольшим несетевым заправкам становится невыгодно торговать. Им приходится или повышать стоимость топлива, или вообще приостанавливать работу.

Добавим ещё, что традиционно летом нефтеперерабатывающие заводы уходят на ремонт, тогда как спрос на топливо повышается из-за сезона отпусков. Ближе к осени сельхозпроизводители начинают запасаться ГСМ.

В Минсельхозе даже опасаются, что из-за дефицита могут сорваться полевые работы, заявил глава ведомства Дмитрий Патрушев (цитата по ТАСС):

«Неделю назад у нас речь шла о том, что нужны ГСМ по какой-то сниженной цене, потому что сильно выросла цена, то сейчас речь идёт вообще о другом. Нам нужно, чтобы в наличии был ГСМ»

Особенно остро проблему ощущают в южных регионах, где как раз развит аграрный бизнес. В качестве идеи, как справиться с нехваткой горючего, министр предложил временно остановить экспорт нефтепродуктов.

Что всё это значит?

В сентябре вступил в силу закон, который снизил топливный демпфер в два раза. Это механизм сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. Если экспортная цена на топливо превышает цену внутреннего рынка, то государство доплачивает нефтяникам. Тогда у экспортёров не возникает соблазна вывозить всё топливо за границу. Бензин и ДТ остаются в РФ в достаточном объёме, что не вызывает ни дефицита, ни роста цен. Но по новым правилам, которые должны действовать до конца 2026 года, нефтяники получают на 50% меньше государственных возмещений. Такая мера вводилась ради экономии бюджетных средств (по расчётам до 30 млрд рублей в месяц) и власти обещали, что это не отразится на розничных ценах.

Теперь в Минэнерго начали обсуждать возвращение к прошлым параметрам демпфера, пишет «Коммерсантъ». Только пока не решили, чем компенсировать расходы бюджета.

Но цены начали расти не в сентябре, а гораздо раньше. Как заявил в июле вице-премьер РФ Александр Новак, биржевые цены должны будут стабилизироваться, когда нефтеперерабатывающие заводы закончат плановые ремонты.

Пока этого не произошло и власти делают робкие попытки стабилизировать рынок. Например, в начале августа правительство обязало нефтяников увеличить минимальную долю продажи бензина на 1 п. п. — с 12 до 13% от производства, а дизеля — с 8,5% до 9,5%. Кроме того, был сокращён экспорт нефти на 300 000 баррелей в сутки. Это правило продлили и на сентябрь.