Нынешний «элитный» участок волжского берега от Постникова Оврага до Барбошиной Поляны начал осваиваться 150 лет назад – в 1874-м. 11 июля Самарская Дума поручила городской Управе «на лесном участке, расположенном по левому берегу р. Волги, от Барбашиной поляны до кумысолечебного заведения г-на Постникова… разбить земли на участки в 3 и 5 десятин для отдачи с торгов под разведение садов».
Выполнялось поручение, надо сказать, без особой спешки – план нарезки был представлен на утверждение только 19 января 1877-го, и, согласно плану, «…Образовалось 93 участка. Границы участков в большинстве случаев проходят по оврагам. Дороги (предполагается) устроить через каждые 2 участка поперек леса по направлению к р. Волге от дороги, идущей из города в хутор Сорокин».19 июля того же года Управа опубликовала в местной прессе «кандиции» на 99-летнюю аренду обозначенных на карте города как «сады»участков, но жители Самары особого интереса к столь отдаленным от города местам не проявили.
Первые 28 участков дождались арендаторов только спустя два года, а участок под номером 56, сейчас занятый Загородным парком, ушел лишь с повторных торгов 12 июля 1880-го. Арендаторы –« рядовые Матц и Маддавер» – садов на волжском склоне не разводили, а спустя некоторое время от участка, видимо, отказались. В 1902-м году поделенная надвое территория сдавалась И.И. Дубровскому и И.В. Гореловой. Новые «землепользователи» выстроили каждый на своей половине по избушке, служившей караульным помещением, дальше чего освоение «садов» не двинулось.
Превращение участка в одну из нарядных купеческих дач, по определению купца-краеведа Константина Головкина, бывших «виллами побережья» и служивших «завидным украшением самарского берега Волги и вместе с тем являясь единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани» произошло уже при следующей хозяйке – приемной дочери купца Петра Семеновича Аржанова Е.П. Сипиной..
Согласно популярной легенде, Петр Аржанов выстроил дачу, заложившую историю парка, для лечения целебным лесным воздухом внезапно заболевшей дочери. В действительности П.С. Аржанов удочерил крестьянскую девочку Елену в 1889-м году. Ко времени приобретения «дачи» Елена успела вырасти и выйти замуж за поручика Николая Сипина, служившего в Борисовском резервном батальоне «заведующим оружием». Загородная земля стала частью ее приданого.
Застройка участка началась около 1908-го года и велась предположительно по проекту Филарета Засухина. Дачный ансамбль представлял собой обшитое тесом двухэтажное здание со сложным планом и выразительной объемно-пространственной композицией. Деревянный дом рассчитан, как требовали каноны царившего тогда стиля «модерн», на восприятие с разных сторон.
Фасад, обращенный в сторону волжского берега, отмечен ризалитом с крупным арочным проемом над лоджией второго этажа, перекрытой усеченной скатной крышей. В центральной части из объема выступает остекленная веранда с парадным входом, акцентом служит объем прямоугольной башни с купольным завершением над приземистым четырехгранным шатром. Левую часть уравновешивает одноэтажный пристрой.
Прямоугольные оконные проемы обрамлены наличниками и прямыми сандриками на кронштейнах, карниз так же поддерживают деревянные кронштейны. Решение обращенного к парку главного фасада более лаконично – асимметричная четырехчастная композиция акцентирована ризалитом под двухскатным покрытием, с левой стороны расположены балконы с деревянным ограждением.
Окруженный дубами загородный модерновый «терем» с видом на Волгу был еще и прибыльным. Налоговые ведомости рассматривали ансамбль как семь отдельных квартир, каждая из которых сдавалась в аренду.
В сразу сложившийся коллектив «квартирантов», летом выезжавших из города на природу, входили известный врач Моисей Гринберг и владелец алебастрового завода и «кружевного» особняка на Самарской Михаил Маштаков. Одну из «квартир» занимала служившая в школе при основанном Петром Аржановым «сиротском приюте» учительница Мария Михайловна Семихатова с тремя дочерями, другая всегда оставалась свободной в ожидании редких приездов Петра Семеновича Аржанова.
После революции, национализации и долгой разрухи чудом спасшаяся от разборки на дрова дача оказалась на территории открытого в 1932-м году Загородного парка культуры и отдыха имени Максима Горького. В соответствии с генпланом «Большой Куйбышев», парк должен был занять весь береговой склон от Постникова Оврага до ул. Советской Армии, но в итоге уложился в нынешние границы.
В 1934-м здесь открылась парашютная вышка, год спустя – павильоны Краевой промышленной выставки. О популярности парка говорят цифры посещаемости – 3 миллиона человек за год – при том, что население Самары тогда составляло 350 тысяч.
На бывшей даче Елены Аржановой-Сипиной расположилась дирекция выставки, в 1941-м в здания заселили администрацию парка. С 1955-го до 1980 здесь размещался детский санаторий имени Водопьянова, а сейчас работает летнее кафе.
В настоящее время Загородный – памятник природы местного значения, имеющий, как указано в соответствующем документе, большое историческое, научно-познавательное, культурное и рекреационное значение.
На площади в 42,4 гектара растут вековые дубы и несколько видов редких растений, а всего насчитывается семь тысяч деревьев и тридцать тысяч кустарников. Археологи обнаружили здесь стоянку-поселение VIII—IX вв. н. э. В парке работают кафе, аттракционы, школа верховой езды «Волшебный единорог», зимой – горнолыжная и сноубордистская трассы с подъемником.