В восемнадцатом столетии по левому берегу Фонтанки, служившей тогда границей города, раскинулись сады и усадьбы. Пережив исторические перипетии и даже бытие в роли большого дома с коммунальными квартирами, своих гостей принимает музей-усадьба Г.Р. Державина, чьё имя стало символом екатерининской эпохи. В 2003 году начались работы по восстановлению особняка.
В далеком 1791 году Гаврила Романович выкупает недостроенную усадьбу у своего приятеля по высшему свету и литературным делам Ивана Захарова. То здание имело два этажа, его очертания были приятны и сулили при должных усилиях стать достойным вельможи жилищем. Пригодным для проживания на момент покупки оно не было. Сделать его таковым Державин поручил своему близкому другу Николаю Александровичу Львову.
Львов в то время уже был признанным архитектором, в вопросах искусства ему доверяла сама императрица. При этом зодчий умел сочетать внешнее великолепие своих проектов с комфортом внутреннего убранства, создавать идиллическую атмосферу дома, семейного очага. А в садово-парковом искусстве даже существовало понятие «львовский сад», и Львова называли «отцом русских усадеб».
Не обошлось без инженерных экспериментов. Николай Львович обучался за границей и его научные знания всегда находили применение на практике. Так, в доме Державина он создал уникальную систему отопления. Камины выполняли функцию кондиционера в том числе. Легкий теплый воздух подавался через специальные трубы и проходил через специальные вазы, наполненные ароматной жидкостью, чаще розовой водой. Это дополняло и без того чарующую атмосферу.
Задолго до того, как Н.А. Львов стал «домашним зодчим» Г.Р. Державина, они познакомились на одном из екатерининских балов. Несмотря на разницу в 10 лет, между ними зародилась крепкая дружба, основанная на общих художественных интересах. А после смерти первой жены Гаврилы Романовича отношения переросли в родственные: Державин женился на Дарье Алексеевне Дьяковой, родной сестре супруги Львова.
Брак Львовых был по-настоящему счастливым и длился двадцать лет, пока смерть не разлучила любящие сердца. Познакомились они в юности на творческих встречах в доме Бакунина. Мария Алексеевна, хорошо образованная девушка, обладала прекрасным голосом и актерским даром. Легкий в общении, глубоко интересующийся всеми вопросами Николай Александрович не оставил ее равнодушной, а ведь руки этой девушки добивались многие. До наших дней дошли легенды о русских Ромео и Джульетте, о тайном венчании, словно по сюжету «Метели» А.С. Пушкина.
Тайное венчание действительно было, но с благословения родителей. И случилось это при особых обстоятельствах. Отец Марии Алексеевны, Алексей Афанасьевич Дьяков, инженер, строитель и крупное административное лицо в петербургском градостроительстве, обвинялся в казнокрадстве. Николай Александрович проходил свидетелем по тому делу и не мог состоять в родственных связях с обвиняемым. Тайное венчание свершилось в церкви во имя Живоначальной Троицы, находившейся в районе Галерной гавани Васильевского острова. По окончании свадебного обряда Мария Алексеевна отправилась на бал, а Николай Александрович к себе домой. Обнародовать брак супруги смогли только после того, как с А.А. Дьякова были сняты обвинения. Г.Р. Державин, занимавший должность экзекутора в Правительствующем сенате и разбиравшийся в вопросах и законах, связанных с нарушениями в работе чиновников, сумел повлиять на ход дела.
Между семейными парами сохранялись самые теплые и тесные отношения. В Голубой гостиной усадьбы Львов и Державин сходились на литературных вечерах. В украшении Соломенной гостиной, выходящей окнами в сад, принимала участие Мария Алексеевна: там поместилось панно, расшитое шерстяными нитками.
Большим потрясением для Державина стал ранний уход из жизни Н.А. Львова. Между друзьями жило убеждение, что именно младший товарищ будет хоронить старшего. «Русский Леонардо» прожил 52 года, а через четыре года умирает и его супруга.
Дочери Львовых Вера, Лиза и Прасковья поселяются у своей родной тетки, в усадьбе Державина. Своих детей у семейной пары не было, поэтому они с большим удовольствием брали на попечение племянников. Дочерей ближайшего друга Гаврила Романович очень любил. Лизе Державин посвятил такие строки:
«Я воспел весну прекрасну,
ныне розу я пою;
всех цветов пою изящну
я красавицу мою.
Лиза! Друг мой милой, юной!
Розе глас свой посвящай
на гитаре тихострунной
песнь мою сопровождай».
Девушка помогала Гавриле Романовичу в делах, стала его секретарем. Как и её сестра Прасковья позже. Младшая, Прасковья прожила под крышей Державина дольше и, конечно, была его любимицей. В экспозиции музея представлена её комната.
История высокой дружбы Гаврилы Романовича и Николая Александровича, которую хранят стены усадьбы Г.Р. Державина, – одна их вдохновляющих страниц эпохи восемнадцатого столетия
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал. Наш проект "Открытый город" - бесплатные экскурсии, лекции, квесты.
Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии и экскурсовод по Санкт-Петербургу