Вы можете себе представить, как простой телевизионный мастер, вместе с братом-архитектором покупают картину Айвазовского в Советском Союзе? Я не могу. Я живу стереотипами, что все в ССС были равны, кроме партийной элиты.
История коллекционеров братьев Ржевских меня очень поразила. Меня всегда восхищают истории, когда простые люди идут к своей мечте.
У Иды Ильиничны Ржевской (до замужества Шлапоберская) было четыре сына. Один погиб, неудачно спрыгнув с трамвая, в 1936 году. Старший сын погиб осенью 1941 года на фронте под Ленинградом. В 1940 году её близнецы Яков и Иосиф закончили школу. До войны Ида Ильинична была портнихой. Это в её рубашках выступал коллектив Утёсова. Для души она собирала вышивку. Блокада, эвакуация и коллекция пропала.
Вчерашние школьники не поехали с мамой в Казахстан. Их призвали в армию.
Иосифа направили в училище связи, которое ещё до блокады было эвакуировано. Закончив училище, он служил на радиолокационных станциях в Кронштадте, после снятия блокады — на станциях в прифронтовой полосе. В конце пятидесятых годов он демобилизовался в звании старшего лейтенанта.
Яков попал в пехоту. Воевал простым солдатом. Дважды был ранен. После второго тяжёлого ранения в 1943 году почти год лечился в тыловых госпиталях, затем был комиссован. К этому времени родители уже были в эвакуации в Казахстане (г. Карасук). Мать за полгода поставила Якова на ноги. Он пошёл работать фотографом. В 1944 году, после снятия блокады, семья вернулась в Ленинград.
Однажды на барахолке Яков увидел картину Дубовского и купил её. Так началась его любовь длиною в жизнь. Первое время деньгами на покупку картин помогала мама. Иосиф также разделил увлечение брата.
Мамы не стало в 1959, через десять лет из жизни ушёл отец. Примерно лет в 50 они уже оба ушли с работы, чтобы полностью посвятить себя коллекции.
К тому моменту они уже прошли обучение у одного реставратора и научились дарить вторую жизнь своим часам и старым комодам. Обычно серьёзные коллекционеры специализируются на каком-то одном узком направлении. А братья собирали то, что считали красивым. Как мне нравится их подход! Особенно, когда я вижу бюро из мастерской Гамбса.
У братьев не было ни жён, ни детей. Их семьёй была их коллекция. Конечно, о коллекции знало много людей и не все они были порядочными. Но для меня удивительна помощь государства. Дело-то не общественное, но оказывается гибкость власти и тогда была.
Когда вообще об их коллекции стало известно в управлении культуры (не знаю — горкома партии или горисполкома), то над ними взяли шефство. Квартира была поставлена на сигнализацию. В правоохранительных органах были выделены люди, которые по первому же сигналу приезжали к ним. Так была предотвращена самая наглая попытка ограбления. Среди грабителей был человек в форме лейтенанта милиции. Грабители были задержаны и осуждены.
Каждый предмет в коллекции был дорог братьям. Это не были отдельные часы или стулья. Все предметы составляли неделимое целое. Целое, которое нужно сохранить и не делить.
Осенью 1998 года умер Яков. Оправившись от потери брата, Иосиф стал думать о судьбе их собрания.
Сохранить и не делить. Сначала Иосиф хотел подарить коллекцию Эрмитажу, но на его письмо не ответили. Затем он написал в Русский музей.
Экспозиция братьев Ржевских была открыта в Мраморном дворце в 2001 году. И мы все теперь можем прикоснуться к подвигу Иосифа и Якова. Почему подвигу?
Они не распродали свои сокровища, чтобы в золоте и на золоте кушать.
После подписания договора всё собрание было вывезено в музей. В квартире остались голые стены. Иосиф купил себе топчан для спанья и три табуретки.
Не спрятали в тайной комнате, не продали заграницу. Они оставили Айвазовского и Маковского доступными для нас. И за это им огромное спасибо!
Когда будете в Мраморном дворце смотреть на бюро-цилиндр Рёнтгена, помните - это не император оставил нам, а два простых жителя Ленинграда.