Кто-то называет это одним из "законов Мерфи". Но в этом нет ничего удивительного. Всё логично и закономерно. Цена растет прямо пропорционально твоим запросам, аппетитам, навыкам, уровню.
Однажды я организовывала мастер класс, пригласила преподавателя. Для него танцы и выезд на МК в другие города- это способ развлечься и путешествовать с пользой для себя и клиентов. Он состоявшийся небедный человек, имеет доход от более серьезного бизнеса, а танцы- просто хобби. Казалось бы мог бы давать благотворительные МК. На танцах все равно много не заработаешь. Но он выставил чек за занятие и справедливо пояснил: цена определяет ценность. Я полностью с ним согласна. Когда бесплатно, то быстро пропадает стимул, находится куча причин не пойти, опоздать, или прийти, но не вынести большой пользы. А самое главное, участники бесплатного процесса со временем также начинают относиться и к самому "бесценному" процессу: обесценивают его.
Начинала я заниматься в группе социальных танцев, оплата была чисто символической. На следующий год мы занимались с супругом в группе пар уже с другим ценником, для удовольствия иногда приглашали преподавателей из дружественных школ на МК или сами ходили в "гости" по установленному тарифу. Еще через год я поняла, что удовольствие - это не только время от времени тусоваться на веселеньких МК, но и расти технически. Первый опыт турниров и выступлений с программой СБТ дал о себе знать в 2022. А дальше... чем больше занимаешься, тем больше понимаешь, что ты ничего не знаешь и не понимаешь. Нужны индивы, без них никак.
Но важно не просто брать индивы у абы кого, а у профессионалов и опытных мастеров танца.
Наломав дров и наступив не раз на грабли, вывела для себя критерии: класс не ниже А, действующий танцор и/или судья, положительные отзывы учеников. Причем отзывы не " он такой добрый и внимательный и вообще приятный человек", нет( хороший парень-это не профессия), важен конкретный результат учеников.
Понятно, что такой профессионал и стоит соответствующе, это не ширпотреб. Есть понятие: value for money. Ценность денег. Т.е. разумно инвестированные деньги. В опыт и знания.
Несколько лет назад один тангерос сказал, что взял серию уроков у преподавателя танго из Аргентины. Один час- 5000 руб. По тем временам- немалая сумма. Я ахнула: ничего себе тренировочка! Но танцор ответил: "За три часа занятий с этим преподавателем я получил информации и понимания в несколько раз больше, чем на всех уроках и мастер-классах вместе взятых".
Да, ценные знания и талант передачи этих знаний стОит своих денег.
В общем, как в том объявлении:
Бюджетный преподаватель: Вытяни шею и опусти плечи! Шею! Плечи! Как? Не знаю! Просто тяни шею и не поднимай руки высоко.
Дорогой преподаватель: Сними плечи с ушей! И плечи опускаются не в самих плечах, а вот здесь! (Получаю мощный тычок в поясницу). Держи поясницу. Пробуй. Уже лучше. Вот ремень, вдохни и втяни живот, чтобы пупок приклеился к позвоночнику, замри, завязывай на два узла ремень под ребрами. Туже! Еще туже! Вот таки ходи! Больно? Зато спина прямая и лопатки на месте! И еще твои плечи лезут к ушам, потому что ноги болтаются, надо танцевать в пол. Приземленно, в пол. Пробуй. Да, лучше. А теперь перестань дергаться и нервничать. Красиво встань, держи линию, контролируй поясницу, слушай музыку, и движения в пол. (Надо же, шея сама нашла свое правильное положение, потому что я держу поясницу и сильно танцую в пол, а спина как струнка, потому что...ремень не дает разъехаться).
Бюджетный преподаватель: Нога прямая должна быть. Я это уже говорил. Повторять не обязан.
Дорогой преподаватель: Выпрями ногу! Не хватает амплитуды? Наступи на ногу, а теперь просто сядь в бедро. (Ой, а нога сама и вытянулась! Надо же! Так просто!)
Бюджетный преподаватель: На счет два рука идет в сторону. А-а-а, тебе неудобно так? Ну, значит, я что-то напутал со схемой рук. Посмотрю к следующему уроку, как правильно. Нет, я не смотрел схему рук, не успел. Значит, делай руки, как тебе удобно, что я могу предложить?
Дорогой преподаватель: Ведущая сторона- вытянутая рука. Рука тянется за ведущей стороной грудной клетки. Вот и вся логика. Раскоординация из-за неправильной скрутки и неправильной ведущей стороны. Сконцентрируйся на ведущей стороне и руки естественно начнут двигаться.
Бюджетный преподаватель: Да, почти правильно. Молодцы! Какие ошибки? Да вы и сами без меня всё знаете. Что я могу сказать вам нового?
Дорогой преподаватель: Нет! Неправильно! Еще раз медленно! Стоп! Вот здесь выносим ногу, не раньше. Сделай десять раз для первичного закрепления. Теперь правильно. Дома отработать до автоматизма!
Бюджетный преподаватель почти весь урок сидит на стуле в углу, иногда с грустью смотрит в окно, отвлекается от пейзажа, когда ученики протанцовывают мимо и почти наступают ему на ноги. Иногда листает музыкальные файлы. "Что-нибудь еще станцуете? Нет? Ну, тогда в следующий раз."
Дорогой преподаватель ползает по полу, выкручивает стопы учеников, ставит коленки, показывает сам, делает вместе с учениками, смотрит на учеников, корректирует. "Да, мне нравится. Сейчас хорошо. Нет, нельзя торопиться. Держим паузу. Лучше. Вопросы есть? Подведем итоги. Вам домашнее задание. Жду видео отчета."
Бюджетный преподаватель предлагает схемы, которые могут быть вполне интересными, но не всегда соотносятся с имиджем и возможностями пары, как техническими, так и физическими. Адаптация не предусмотрена, любое изменение в схеме согласовывается и выбивается учениками с боем и занимает не одну неделю: тренер либо забыл, либо не смог, либо не было времени, либо не захотел. Как правило за две недели до турнира происходит констатация: да, это слишком сложная схема для вас, надо менять. Очень вовремя, блин!
Дорогой преподаватель способен на ходу адаптировать схему, он знает и помнит об особенностях учеников: у кого полностью не выпрямляется рука после перелома и как "спрятать" этот дефект в схеме, кому нельзя нагружать коленку после травмы и ставить в танце глубокие выпады на эту ногу.
Бюджетный преподаватель не обращает внимания на форму и внешний вид учеников. А если обращает, то не делает замечаний. Хоть в кедах ходи, хоть в носках, хоть в пошлой веселенькой футболочке, хоть в розовых плюшевых трениках. ХодЮт и ладно.
Дорогой преподаватель жестко регламентирует внешний вид: если в одежде помимо черно-белых тонов допустим леопардовый принт или красная юбка , то обувь только специальная бальная без разговоров. Почему? Потому что профессионал знает, что работа стопы- это основа основ. А еще растрепанными волосами лучше не нервировать тренера. Если не скажет, то по взгляду поймешь- собрать в пучок! И поплывшая тушь на энергозатратных тренировках выглядит смешно. Смыть быстро!
Разница чувствуется? По-моему, она очевидна!
А еще отметила, что меня пропускают вперед входя в зал, обращаются на "вы". А если у преподавателя до меня был урок с другой ученицей по бачате или танго, то он всегда переодевается в соответствующую форму: брюки, рубашка, туфли. Другой танцевальный стиль- другая форма одежды. Это не засаленная футболка на все случаи жизни с потными разводами под мышками. Внешний вид тренера, этикет- это уважение к ученикам и это ими ценится.
Вы скажете: "Ну, за деньги-то, как в платной поликлинике, тебе и улыбаться будут, и с ласковыми словами укольчик сделают, и чай-кофе предложат". Дело не только в коммерческой составляющей. Это вопрос воспитания конкретного человека и его профессионализма, который начинается, да-да, с улыбки и гардероба.
И, конечно, осознание ответственности тренером. Когда я привычно начала вступать в дискуссии, проявлять инициативу, то услышала: "Вы пришли ко мне как к опытному тренеру. У вас есть два варианта: делать так, как я вам говорю и требую от вас. Второй вариант- делать, как вам нравится и удобнее. В первом случае я несу за вас ответственность, за ваш результат. А во втором случае вы будет разгребать свои проблемы сами и ко мне никаких претензий". Я закрыла рот. Если тренер осознает свою ответственность за результат, отслеживает мои движения и доступно объясняет КАК работать с телом, он помогает "выгодно продать" особенности. А еще это новые знания, это полезные навыки, это шаг на ступеньку выше, и я готова платить по тарифу. Потому что это value for money.