Найти в Дзене

Лидия Черкасова. Умение трудиться

«В годы войны новаторство, инициатива были массовым явлением. Не было на заводе цеха, участка, где бы не внедрялись новые методы труда, не повышалась эффективность производства. Многие рабочие и целые коллективы подавали пример настоящего трудового героизма. Рабочие овладевали несколькими профессиями, брались обслуживать по нескольку станков. Тысячи подростков, объединившись в комсомольско-молодежные фронтовые бригады, добивались поразительных результатов», – писал директор Уральского танкового завода Юрий Максарев в своих воспоминаниях «Лавина из 35 тысяч танков».

В ряду передовых комсомольско-молодежных бригад военного лихолетья хорошо известна бригада Лидии Черкасовой из сборочного цеха.

Лида с детства знакома была с тяжелым крестьянским трудом. Родилась в селе Новотравное Ишимского района Тюменской области в 1922 году. В большой крестьянской семье было семеро детей, она – самая младшая. Трое из четырех братьев героически сражались на полях Великой Отечественной войны. Григорий погиб в 1941 году. Федор – в 1945-м. Егор вернулся с войны, но от тяжелых ранений скончался в 1948 году.

На пределе возможного

Стараясь помочь престарелым родителям, с 14 лет Лида трудилась в колхозе на подсобных работах. Труд тяжелый и малооплачиваемый.

После смерти матери, по совету отца весной 1941 года 18-летняя Лида решила переехать в Нижний Тагил к старшей сестре Ксении. Устроилась на Уралвагонзавод, где работала и сестра. Трудилась в цехе гондол на участке зачистки швов.

Началась война. Производство вагонов прекращено, завод переходит на выпуск танков, и Лиду направляют в бронекорпусной отдел. Сильная и ловкая от природы, она быстро освоила профессию слесаря.

Вскоре старательную и активную комсомолку переводят по комсомольской путевке на главный конвейер. Там крайне недоставало рабочих рук.

Отладка работы танкового конвейера происходила сложно. План организации сборочно-сдаточного цеха 130 лично утвердил нарком Вячеслав Малышев. Цех занял площади в 9720 м2 в первом и втором пролетах главного корпуса, в первом разместились конвейеры, а во втором – участки сборки отдельных механизмов. В 1943 году производственные площади увеличились до 11 942 м2. Первый конвейер пущен 7 января, второй – 1 апреля 1942 года, к весне 1944-го в связи с сокращением цикла сборки танков Т-34 от второго конвейера отказались.

Заместитель наркома танковой промышленности Исаак Зальцман, временно принявший на себя руководство заводом (с февраля по май 1942 года), поручил начальнику производства составить и выдать всем цехам аварийные графики по комплектованию узлами и деталями сборочного цеха.

«Нас, сборщиков, – вспоминал мастер цеха Пережняк, – Зальцман обязал трижды в сутки докладывать о состоянии дел. И несмотря на трудности с каждым днем увеличивался выпуск боевых машин».

Лиду Черкасову поставили в бригаду слесарей, выполнявших укладку электропроводов в корпус танка. В 1943 году она уже самостоятельно возглавила женскую комсомольско-молодежную бригаду.

На встрече кавалеров ордена Ленина с рабочими УВЗ. Декабрь 1969 года
На встрече кавалеров ордена Ленина с рабочими УВЗ. Декабрь 1969 года

Заводской комитет комсомола особое внимание уделял соревнованию среди комсомольско-молодежных фронтовых бригад. Бригадная форма работы позволяла добиться роста производительности труда, организовать взаимовыручку и взаимозаменяемость на производственных участках. Для многих подростков бригада была не только производственной единицей, но и семьей – дружной, требовательной и заботливой. Каждое утро в цехах подводились итоги работы молодежных бригад за прошедшие сутки. К 12 часам весь завод уже знал, какие из бригад впереди, кто отстает, кто нуждается в помощи.

Молодежные бригады отдавали все свои силы в обеспечение фронта необходимым количеством машин. Они, как и кадровые рабочие, трудились по 11-15 часов. В тяжелые для завода дни для быстрейшего выполнения срочных и сверхплановых заданий переходили на казарменное положение, по несколько суток не выходили из цехов. Так трудилась и бригада Лидии Черкасовой. За успехи в выполнении сверхплановых заданий в 1943 году она награждена медалью «За трудовое отличие». Участвовала в слете лучших фронтовых бригад в Свердловске (ныне Екатеринбург).

В годы войны газета «Коминтерновец» часто писала о буднях заводской молодежи, ведь 35% личного состава производственных рабочих составляла молодежь, выпускавшая 30% всей продукции. В заметке от 26 июля 1944 года читаем: «Два отличника соцсоревнования, два молодых руководителя комсомольско-молодежных бригад сборочного цеха – гвардеец Наум Корензаев и Лидия Черкасова – снова показали умение трудиться для фронта, для победы над врагом.

В ночь на 24 июля Наум Корензаев и его боевые помощники зацентровали 10 изделий, выполнили сменное задание на 650%.

Четыре человека вместо пяти работают в бригаде Лидии Черкасовой. Задание всегда было ее законом. Пять человек трудились дружно, спаянно. Теперь в бригаде четыре человека, но сдача не уменьшилась. Наоборот: 23 июля молодые укладчицы электропроводов сдали 20 изделий вместо 14 по заданию».

Бригада под руководством Лидии Черкасовой, как и многие другие, работала на пределе возможного, но поддержала инициативу заводской молодежи о сокращении числа членов фронтовых бригад. Это стало возможным благодаря четкой организации труда, постоянному совершенствованию профессионального мастерства, высокой трудовой дисциплине и лидерским качествам бригадира.

Большой авторитет в коллективе

После завершения выпуска танков Т-34 сборочный цех 130 был объединен со сдаточным цехом 150. Это произошло в апреле 1946 года. Осенью началась подготовка к серийному производству танков Т-54. В конце января 1947 года в цехе изготовлены первые два танка Т-54. Новая машина потребовала укрепления подкрановых путей, постройки двух конвейеров (сборочного и сдаточного), пяти специальных покрасочных камер, организации радиолаборатории и т.д.

Лидии Черкасовой как опытному бригадиру предложили возглавить бригаду на малярном участке цеха 150. В 1952 году ее назначают мастером, в 1954-м – сменным мастером. Где бы ни приходилось работать Лидии Георгиевне, везде ее отличали ответственность, умение настроить коллектив только на высокий результат и качество работы. Свидетельство тому – приказ директора завода Ивана Окунева от 18 ноября 1960 года, в котором ей за выполнение повышенного сменного задания при неполной численности коллектива объявлена благодарность и выписана денежная премия, в то же время другой мастер получает выговор за срыв задания при укомплектованном составе смены.

В 1963 году в ответ на американский проект «Minuteman-1» ОКБ-52 под руководством выдающегося русского ученого Владимира Челомея приступило к созданию ракетного комплекса УР-100 с межконтинентальной баллистической ракетой. ОКБ-250 (с 1965 года ОКБ-300) Уралвагонзавода было поручено проектирование и производство пускового контейнера, установки для наземного опытного старта, защитного устройства шахты и шахтного оборудования. Для изготовления пусковых и защитных устройств был построен уникальный сборочный комплекс 200Н. Но в дальнейшем по решению Совета Министров СССР в связи с началом серийного производства на заводе нового танка изготовление шахтного оборудования было прекращено.

Лидию Черкасову как высокопрофессионального маляра с большим опытом работы в 1966 году направляют во вновь организованный цех. Здесь она трудилась два года, но как всегда добросовестно и с высокой самоотдачей. За успешное выполнение производственных заданий по выпуску наземного оборудования для ракеты УР-100 в 1969 году четыре уралвагонзаводца удостоены высокой государственной награды – ордена Ленина, среди награжденных – Лидия Черкасова.

Она вышла на пенсию в 1972 году. Последнее место работы – цех 160, мастер малярного участка. В характеристике о ней написали: «Зарекомендовала себя с исключительно положительной стороны. Производственные задания систематически перевыполняет. Пользуется авторитетом и уважением в коллективе».

И еще один штрих к трудовой биографии Лидии Георгиевны. На всех этапах работы она была активной общественницей. В годы войны вступила в ряды ВКП(б). После войны – член цехового комитета малярно-сдаточного цеха; в 1970-е годы – член заводской женской комиссии и партийного комитета завода. И на всех постах трудилась по-фронтовому: самоотверженно и с полной отдачей.

Подготовила Ольга Гурская, главный хранитель Выставочного комплекса Уралвагонзавода.

Фото: из архива музея истории УВЗ.