«В годы войны новаторство, инициатива были массовым явлением. Не было на заводе цеха, участка, где бы не внедрялись новые методы труда, не повышалась эффективность производства. Многие рабочие и целые коллективы подавали пример настоящего трудового героизма. Рабочие овладевали несколькими профессиями, брались обслуживать по нескольку станков. Тысячи подростков, объединившись в комсомольско-молодежные фронтовые бригады, добивались поразительных результатов», – писал директор Уральского танкового завода Юрий Максарев в своих воспоминаниях «Лавина из 35 тысяч танков».
В ряду передовых комсомольско-молодежных бригад военного лихолетья хорошо известна бригада Лидии Черкасовой из сборочного цеха.
Лида с детства знакома была с тяжелым крестьянским трудом. Родилась в селе Новотравное Ишимского района Тюменской области в 1922 году. В большой крестьянской семье было семеро детей, она – самая младшая. Трое из четырех братьев героически сражались на полях Великой Отечественной войны. Григорий погиб в 1941 году. Федор – в 1945-м. Егор вернулся с войны, но от тяжелых ранений скончался в 1948 году.
На пределе возможного
Стараясь помочь престарелым родителям, с 14 лет Лида трудилась в колхозе на подсобных работах. Труд тяжелый и малооплачиваемый.
После смерти матери, по совету отца весной 1941 года 18-летняя Лида решила переехать в Нижний Тагил к старшей сестре Ксении. Устроилась на Уралвагонзавод, где работала и сестра. Трудилась в цехе гондол на участке зачистки швов.
Началась война. Производство вагонов прекращено, завод переходит на выпуск танков, и Лиду направляют в бронекорпусной отдел. Сильная и ловкая от природы, она быстро освоила профессию слесаря.
Вскоре старательную и активную комсомолку переводят по комсомольской путевке на главный конвейер. Там крайне недоставало рабочих рук.
Отладка работы танкового конвейера происходила сложно. План организации сборочно-сдаточного цеха 130 лично утвердил нарком Вячеслав Малышев. Цех занял площади в 9720 м2 в первом и втором пролетах главного корпуса, в первом разместились конвейеры, а во втором – участки сборки отдельных механизмов. В 1943 году производственные площади увеличились до 11 942 м2. Первый конвейер пущен 7 января, второй – 1 апреля 1942 года, к весне 1944-го в связи с сокращением цикла сборки танков Т-34 от второго конвейера отказались.
Заместитель наркома танковой промышленности Исаак Зальцман, временно принявший на себя руководство заводом (с февраля по май 1942 года), поручил начальнику производства составить и выдать всем цехам аварийные графики по комплектованию узлами и деталями сборочного цеха.
«Нас, сборщиков, – вспоминал мастер цеха Пережняк, – Зальцман обязал трижды в сутки докладывать о состоянии дел. И несмотря на трудности с каждым днем увеличивался выпуск боевых машин».
Лиду Черкасову поставили в бригаду слесарей, выполнявших укладку электропроводов в корпус танка. В 1943 году она уже самостоятельно возглавила женскую комсомольско-молодежную бригаду.
Заводской комитет комсомола особое внимание уделял соревнованию среди комсомольско-молодежных фронтовых бригад. Бригадная форма работы позволяла добиться роста производительности труда, организовать взаимовыручку и взаимозаменяемость на производственных участках. Для многих подростков бригада была не только производственной единицей, но и семьей – дружной, требовательной и заботливой. Каждое утро в цехах подводились итоги работы молодежных бригад за прошедшие сутки. К 12 часам весь завод уже знал, какие из бригад впереди, кто отстает, кто нуждается в помощи.
Молодежные бригады отдавали все свои силы в обеспечение фронта необходимым количеством машин. Они, как и кадровые рабочие, трудились по 11-15 часов. В тяжелые для завода дни для быстрейшего выполнения срочных и сверхплановых заданий переходили на казарменное положение, по несколько суток не выходили из цехов. Так трудилась и бригада Лидии Черкасовой. За успехи в выполнении сверхплановых заданий в 1943 году она награждена медалью «За трудовое отличие». Участвовала в слете лучших фронтовых бригад в Свердловске (ныне Екатеринбург).
В годы войны газета «Коминтерновец» часто писала о буднях заводской молодежи, ведь 35% личного состава производственных рабочих составляла молодежь, выпускавшая 30% всей продукции. В заметке от 26 июля 1944 года читаем: «Два отличника соцсоревнования, два молодых руководителя комсомольско-молодежных бригад сборочного цеха – гвардеец Наум Корензаев и Лидия Черкасова – снова показали умение трудиться для фронта, для победы над врагом.
В ночь на 24 июля Наум Корензаев и его боевые помощники зацентровали 10 изделий, выполнили сменное задание на 650%.
Четыре человека вместо пяти работают в бригаде Лидии Черкасовой. Задание всегда было ее законом. Пять человек трудились дружно, спаянно. Теперь в бригаде четыре человека, но сдача не уменьшилась. Наоборот: 23 июля молодые укладчицы электропроводов сдали 20 изделий вместо 14 по заданию».
Бригада под руководством Лидии Черкасовой, как и многие другие, работала на пределе возможного, но поддержала инициативу заводской молодежи о сокращении числа членов фронтовых бригад. Это стало возможным благодаря четкой организации труда, постоянному совершенствованию профессионального мастерства, высокой трудовой дисциплине и лидерским качествам бригадира.
Большой авторитет в коллективе
После завершения выпуска танков Т-34 сборочный цех 130 был объединен со сдаточным цехом 150. Это произошло в апреле 1946 года. Осенью началась подготовка к серийному производству танков Т-54. В конце января 1947 года в цехе изготовлены первые два танка Т-54. Новая машина потребовала укрепления подкрановых путей, постройки двух конвейеров (сборочного и сдаточного), пяти специальных покрасочных камер, организации радиолаборатории и т.д.
Лидии Черкасовой как опытному бригадиру предложили возглавить бригаду на малярном участке цеха 150. В 1952 году ее назначают мастером, в 1954-м – сменным мастером. Где бы ни приходилось работать Лидии Георгиевне, везде ее отличали ответственность, умение настроить коллектив только на высокий результат и качество работы. Свидетельство тому – приказ директора завода Ивана Окунева от 18 ноября 1960 года, в котором ей за выполнение повышенного сменного задания при неполной численности коллектива объявлена благодарность и выписана денежная премия, в то же время другой мастер получает выговор за срыв задания при укомплектованном составе смены.
В 1963 году в ответ на американский проект «Minuteman-1» ОКБ-52 под руководством выдающегося русского ученого Владимира Челомея приступило к созданию ракетного комплекса УР-100 с межконтинентальной баллистической ракетой. ОКБ-250 (с 1965 года ОКБ-300) Уралвагонзавода было поручено проектирование и производство пускового контейнера, установки для наземного опытного старта, защитного устройства шахты и шахтного оборудования. Для изготовления пусковых и защитных устройств был построен уникальный сборочный комплекс 200Н. Но в дальнейшем по решению Совета Министров СССР в связи с началом серийного производства на заводе нового танка изготовление шахтного оборудования было прекращено.
Лидию Черкасову как высокопрофессионального маляра с большим опытом работы в 1966 году направляют во вновь организованный цех. Здесь она трудилась два года, но как всегда добросовестно и с высокой самоотдачей. За успешное выполнение производственных заданий по выпуску наземного оборудования для ракеты УР-100 в 1969 году четыре уралвагонзаводца удостоены высокой государственной награды – ордена Ленина, среди награжденных – Лидия Черкасова.
Она вышла на пенсию в 1972 году. Последнее место работы – цех 160, мастер малярного участка. В характеристике о ней написали: «Зарекомендовала себя с исключительно положительной стороны. Производственные задания систематически перевыполняет. Пользуется авторитетом и уважением в коллективе».
И еще один штрих к трудовой биографии Лидии Георгиевны. На всех этапах работы она была активной общественницей. В годы войны вступила в ряды ВКП(б). После войны – член цехового комитета малярно-сдаточного цеха; в 1970-е годы – член заводской женской комиссии и партийного комитета завода. И на всех постах трудилась по-фронтовому: самоотверженно и с полной отдачей.
Подготовила Ольга Гурская, главный хранитель Выставочного комплекса Уралвагонзавода.
Фото: из архива музея истории УВЗ.