Найти тему
Вячеслав Силков

Метадоксы. Жить и действовать в балансе. Часть 1.

Содержание:
Что такое метадокс и метадоксирование
Пример №1. Путешествия
Пример №2. Психология, психотерапия
Пример №3. Книги и тексты
Пример №4. Телесные практики
Пример №5. Фотографии, рисунки, картины
Пример №6. Язык и метаязык
Пример №7. Пространство и Время
Пример №8. Явь, Правь, Навь
Пример №9. Троица: Тело-Душа-Дух

Что такое метадокс?

Это баланс между бинарными противоречиями, например: свет - тьма, мужчина - женщина, сухое - влажное, схематично изображенный в виде треугольника. В частности баланс может быть составлен таким образом, что в вершинах треугольника расположены подходы к описанию мира, по имени философов, которые их предложили: Аристотель - Платон и Сократ:

  • А (Аристотель) - разум; точные факты, рациональное, материальное;
  • П (Платон) - мышление; идеальный мир, связь с божественным и озарения, духовное;
  • С (Сократ) - думанье; рассуждения и рефлексия;
    В данном примере, противоречие «материальное и духовное» уравновешивает «рефлексия».
Баланс: Разум-Думанье-Мышление
Баланс: Разум-Думанье-Мышление

Я утверждаю если в каком либо действии или явлении включены или присутствуют все три подхода, то оно целостно или сбалансировано.

Метадоксирование - раскладывание какого-либо явления, сложного процесса, направления деятельности по принципу метадоксов . Позволяет описать сложные явления, сложнее чем человек и системы, например планета Земля, интернет, с помощью понятных человеку определений и выявить «белые пятна» в развитии, литературном жанре или как пример, в психике клиента и т.д.

Давайте разберем примеры из жизни.

Пример №1. Путешествия
Вы идете на место силы, пусть это будет гора или дольмен.
Если вы просто идёте, как турист или обыватель, то находитесь в материальном мире, даже если вам хорошо и приятно, в мире Аристотеля (А).
Но если начинаете проводить самоанализ, рефлексировать, задавать себе вопросы и отвечать на них: А почему я здесь злюсь? Чем это вызвано? А почему именно этот человек меня раздражает? Почему я раздражаюсь на него? А от чего мне здесь так хорошо? и т.пр. - то это уже включилось думанье и вы перешли на более глубокий уровень. Окружающий мир породил внутри вас эмоции и вы пытаетесь в себе разобраться или можно сказать по-другому, что-то внутри вас зацепилось за проявление мира и вызвало эмоции. Вы анализируете как место на вас влияет, какие эмоции и мысли возникают, какие желания приходят. Это мир Сократа (С).

И третий уровень, ещё более глубокий. Вы идёте телом, вы идёте психикой и вдобавок получаете озарение, вам приходит откровение, подобно тому как Моисею 10 скрижалей на горе Синай, или какая-то идея, что-то «иное», которое вам не принадлежит, но вы как приёмник смогли его уловить. Возможно, также увидеть события далекого прошлого или будущего, вы как бы ныряете в параллельную реальность и вытягиваете из неё, как рыбу удочкой, информацию в наш мир. Это мир Платона (П)
Ваша психика, тело, энергетика, вы как единое целое, как человеко-космос, как челнок-уток (метафора из ткачества) ныряете в разные миры, берёте там нити и сплетаете всё в одну ткань.

-Чем сплетаете?
-Собой.

Путешествия СиянGo включают все три подхода, образуя баланс.

Пример №2. Психология, психотерапия

Если человека воспринимают как объект в котором есть отклонения и лечат не человека, а борятся с отклонениями (симптомами) с помощью химических препаратов, то это психиатрия.
(Аристотель)

Если применяется гуманистический (человеческий) подход, то клиент воспринимается как субъект, с которым с помощью диалога и задавания вопросов выстраиваешь отношения, то это психотерапия (исцеление душой)
(Сократ)

Если терапевт владеет техниками работы на тонком плане и видит причины появления отклонений в психике клиента и может их устранить (заштопать дыры, убрать бугры, сделать психику цельной, целостной), то это можно назвать психокоррекцией или целительством.
(Платон)

Понятно, что специалист второго уровня (Сократа) не видит полной картины и тыкает в клиента вопросами по определенной схеме, наблюдая за его эмоциональной реакцией и постепенно разматывает все места где есть реакция, где цепляется.

Интересно, что психотерапия опирается на принципы диалектики Сократа, но внутри себя имеет много инструментов построенных на принципах баланса (метадокса):

1-ый, Принцип целостности.

Человек целостен и неделим, например на право и лево, сознание и бессознательное, душу и тело, но в сознании он разделяет себя так как ему выгодно.

2-ой, Принцип разобщения.

но по каким-то причинам, считает себя больным, разобщенным с нарушенным взаимодействием внутри целостности. С его помощью описываются все защитные механизмы, формирование личности, социализация, создание внутренних и внешних конфликтов, симптомов и заболеваний.

3-ий, Принцип взаимодействия.

Терапевт помогает клиенту выстроить взаимодействие с самим собой и в партнерстве. Таким образом, терапевт как баланс между двумя противоречиями, без него не будет взаимодействия разобщённых частей внутри клиента.

Здесь много, чем хочется поделиться, пожалуй это тема отдельной статьи.

Психотерапия это ди-алектика, а метадокс - это три-алектика, а есть фрактальная-лектика ) см. рисунок-слайд

Стили мышления по Переслегину С.
Стили мышления по Переслегину С.

Пример №3. Книги и тексты

Есть просто текст в романе, повести. (Аристотель)
Есть текст, который рождает образы в воображении и вы словно смотрите кино на своем внутреннем экране, вы переживаете эмоции за героев и вместе с героями (Сократ)
Но есть и другой текст, тоже составленный из понятных слов, но он рождает
прорыв в мир идей и они спускаются к читающему, приникаешь к сакральным знаниям, получаешь внутреннее посвящения. То есть человек получает состояния, которые не описаны в книге. Причем этот слой так устроен, что в зависимости от уровня читающего ему даётся что-то своё. (Платон).

Книга: «Сиян-Путешествие: Чёрное море - Белое море» - именно такая.

Как правило такие книги пишутся свыше, а автор выступает в роли проводника который записал текст или скомпоновал его.

В качестве примера подобной работы можно привести идею в фильме «Библиотекарь», снятому по книге. В нем такой сюжет, что есть книги, написанные автором в советские годы с названиями «Пролетарская», «Счастье, лети», «Нарва», «Дорогами труда», «Серебряный плёс», «Тихие травы» при чем текст в каждой из 7 книг «ни о чём»: сенокос, молотилки, совхозы, поля, заводы, труженики и т.пр. Но это для обычных людей.
Но если человек полностью и зараз прочитает книгу, то он переходит в одно из состояний, которое дарует книга, при чем переходит не только он, но и все кто слушал его голос. Это случайно или в силу обстоятельств выяснили некоторые люди в разных частях страны и стали «библиотекарями», создавшими свои читальни, посвятив в тайну книг других людей. И вот что для них значили эти книги, за которые они готовы были отдать даже свою жизнь: Книга Власти, Книга Силы, Книга Ярости, Книга Терпения, Книга Памяти, Книга Смысла…

Пример №4. Телесные практики

Йогу или гимнастику можно делать просто телом, тогда это (Аристотель). В телесно-ориентированной психотерапии делаются телесные практики, которые рождают эмоции, в которых клиент при помощи психотерапевта пытается разобраться - это (Сократ). Если в йогу или гимнастику добавлять мыслеобразы, то это будет выход в духовность, в тонкий мир (Платон).

Сиян-гимнастика построена на теле и духовности.

Пример №5. Фотографии, рисунки, картины

  1. Вы сняли на смартфон, то что вам понравилось - это Аристотель.
  2. Художник рисует пейзаж, натюрморт. Что он делает? Он смотрит в реальность и переносит её на холст, он своей рукой водит по холсту (действует), в это время работает его мысль (осознаёт), художник испытывает эмоции и что-то чувствует (переживает), можно сказать он через краски, свои движения и эмоции вкладывает часть себя в рисунок, он душу свою вкладывает. И раньше фотографы, когда переносили снимки на фотобумагу проявитель - закрепитель, тоже вкладывали душу. Это как минимум, уровень Сократа.
  3. Художник рисует не эту реальность, а образ пришедший в практике или медитации. Образ, по определению, энергетизирован. Художник как проводник и материализатор ухватил образ-идею из тонкого мира и проявил, материализовал её в нашей реальности на бумаге или электронном рисунке.

Следующие 4 примера для читателей группы Сиян-Школа

Пример №6. Язык и метаязык
Пример №7. Пространство и Время
Пример №8. Явь, Правь, Навь
Пример №9. Троица: Тело-Душа-Дух

Где посмотреть, поизучать тему метадоксов?

1. Детективы мышления. Приёмы и практика - https://youtu.be/rUnNU9aKRW0?si=59KZi1lwhWQ13q1x

  1. Лекция «Практика мышления: Справочник по дебютам» (когнитивным) - https://youtu.be/OMimHB5TXlM?si=h_CCbCwO6yDSjM5S
  2. Новая когнитивная парадигма. Интеллектуальный суверенитет - https://youtu.be/i3EwcLfxJpQ?si=wUJmXM9AhN9FTbbJ
  3. Когнитивные операторы Василия Громова - https://youtu.be/oT0UdDqFKx0?si=5g7odz-XOPJRdJyw

Благодарю за внимание.
И будьте в балансе )

Продолжение следует