Найти в Дзене

Евгений Булашев: «Чувствую важность своей работы»

Достижения уралвагонзаводцев отмечены на уровне города и страны. Так, водитель-испытатель боевых и специальных машин Евгений Булашев награжден знаком отличия «За заслуги перед городом Нижний Тагил». В сборочном цехе Евгений Викторович работает с 1980 года. Сюда же привел своих сыновей. О своей почетной и ответственной профессии уралвагонзаводец рассказал корреспондентам газеты «Машиностроитель» в преддверии Дня танкиста.

– Евгений Викторович, вы с детства хотели стать танкистом?

– Любовь к танкам пришла не сразу. Родился я в Нижнем Тагиле, учился в школе № 9, мечтал стать космонавтом, врачом, водителем «Икаруса»... На Уралвагонзаводе начинал фрезеровщиком в механосборочном цехе. О том, что буду водителем-испытателем, даже не задумывался. Решение устроиться в сборочный цех пришло во время службы в танковых войсках в Венгрии. Так в цехе и работаю уже более 40 лет. Техника меняется, совершенствуется. Интересно испытывать новые изделия и оборудование. Завораживает сам процесс вождения танка: эта машина несложна в управлении, научиться несложно, было бы желание. Чувствую важность своей работы – это и освоение новой техники, и поставка боевых машин в войска, и необходимая помощь российским солдатам.

-2

– Вы испытывали танки от Т-72 до «Прорыва». Не пробовали управлять «тридцатьчетверкой»?

– Пробовал, это тяжело по сравнению с современной техникой. Т-34 надо уметь водить. На ежегодных парадах 9 Мая это почетная обязанность моего коллеги Павла Семенова. Даже случай был курьезный. После парада подходят к «тридцатьчетверке» мама с ребенком, женщина показывает на Павла Владимировича и говорит: «А этот дяденька ездил на Т-34». Другой механик-водитель услышал и пошутил: «Я вам больше скажу: он на нем воевал!» А так машины – и боевые, и инженерные – практически одинаковы в плане вождения. На выставках вооружения я почти каждый год управлял мостоукладчиком, приобрел навык раскладки моста. Много раз готовил машины к подводному вождению, но сам ни разу не ходил под водой, хотя в армии служил на плавающем транспортере.

– Как звучит сменное задание для водителя-испытателя?

– По-разному: либо я отправляюсь в пробег, либо «лечу» машину. Устранил дефекты – отправился на испытания. Приехал с пробега – помогаю другим с ремонтом. Мы и работаем бригадами, и в танках ездим в составе экипажей. Водитель отвечает за испытания силовой установки, следит за показаниями контрольных приборов, плавностью хода рычагов и педалей. Посторонний скрип слышно и через шлемофон. Тогда возвращаемся в цех, вместе находим и устраняем неисправность.

– В последнее время в цех пришло много молодежи…

– Наша бригада обновилась практически на 100%. Ребята технически грамотные, всё на лету схватывают. Чему обучаю? Первая «заповедь» танкиста – это, конечно, техника безопасности. Даже чтобы «обуть» машину – надеть гусеницы – нужны определенные навыки. Внутри танка достаточно комфортно, хотя и тесновато. В новых моделях установлены кондиционеры. Техника улучшается с каждым годом, и познавать ее интересно. Когда едешь, особое внимание обращаешь на приборы. Мне как водителю не видно, что происходит в задней части танка, а датчики показывают, например, повышение температуры воды. Сразу «стоп машина!» и начинаем искать поломку.

– Ваша профессия почетна?

– Думаю, да. Сборочный цех гордится водителями-испытателями Олегом Домрачевым, Виталием Поповым, Сергеем Свирихиным. На Уралвагонзаводе работали мои родители, в одном цехе со мной трудятся сыновья. Старший Артем – контролер-испытатель, руководит мной в пробегах. Младший Антон – слесарь-электромонтажник, регулирует системы управления огнем: настраивает прицелы, всю электрику. Внуки любят собирать из Лего модели танков, надеюсь, растут будущие конструкторы, которые продолжат династию Булашевых.

Текст: Марина Карачева.

Фото: Ольга Пермякова и Людмила Иванова.