В июле этого года в карельской столице в полный голос заговорили о том, что дефицит мест на кладбищах Петрозаводска становится реальностью. Пока пик проблемы удалось отсрочить.
Тема, поднятая в анонимном телеграм-канале, на самом деле муссируется уже два года как минимум (а по нашим данным – 8 лет). На сегодня в Петрозаводске осталось единственное место, где разрешены новые захоронения: кладбище «Вилга». Погосты в Песках, Сулажгоре и Бесовеце давно исчерпали свой ресурс, здесь можно только дозахоранивать на семейных участках. Но и в Вилге места заканчиваются, причем быстро, по некоторым подсчетам, уже этой осенью.
Когда волна народного возмущения начала подниматься, петрозаводские власти быстро отчитались, что территорию кладбища в деревне Вилга расширяют для создания свободных мест. И что работы на участке в 100 квадратных метров включены в бюджетную заявку на 2024 год. Но зачем нам 2024-й, когда покойников некуда будет везти уже теперь?..
Про объемы и сроки работ нам рассказала заместитель петрозаводского мэра Юлия Мизинкова, руководитель муниципального Комитета по ЖКХ.
Юлия Мизинкова. Фото: Анникки Сильченко
Юлия Ивановна признает, что места на погостах действительно заканчиваются. Недавно специалисты провели статистический анализ критического захоронения в Петрозаводске – выяснилось, что это порядка 110 в месяц. Рассчитав примерно количество мест, которые остались в единственном месте открытого захоронение в Вилге, пришли к выводу, что мест хватит примерно до марта следующего года.
«У нас разработан проект дальнейшего устройства кладбища Вилга, IV его очереди, - поясняет заммэра. - Проектная стоимость разработки составляет порядка 400 миллионов рублей. Для того, чтобы минимизировать затраты, нужно разбить работу на этапы, не осваивать сразу объем.
Сейчас мы обратились в адрес республиканского Министерства строительства, ЖКХ и энергетики с просьбой выделить средства из резервного фонда правительства, пока в размере 10 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на обустройство участка примерно на 200 мест сохранения».
Понятно, что, исходя из статистики самого же муниципалитета, этого хватит еще на пару месяцев. Но таким образом можно продержаться до мая, когда начинается следующий сезон строительных работ. Одновременно петрозаводские власти запросили еще 70 миллионов рублей, уже на последующие участки.
«Мы очень рассчитываем, что они будут выделены тоже в этом году, чтобы мы могли хотя бы заключить уже в этом году контракт, - поясняет Мизинкова. – Чтобы в следующем, как только погодные условия позволят, начать обустраивать кладбище еще на определенное количество месяцев».
О том, чтобы построить совершенно новое кладбище, речи сейчас не идет. Нет даже примерного понимания, где оно может расположиться, а сумма затрат может вылиться в миллиарды – вырубка леса, выравнивание площадки, подведение дороги и коммуникаций… Все это лишь перспектива – но, если вдуматься, не такая уж и далекая.
Кладбище в Вилге полностью заполнилось всего за 20 лет. То есть каждые четверть века в окрестностях Петрозаводска нужно будет строить новое масштабное место захоронения. То есть в теории лет через сто могилами будут утыканы все окрестные леса. И это в четвертьмиллионной столице Карелии – что же тогда говорить о мегаполисах, где и лесов-то не осталось?..
Выход, подходящий для больших городов, не прокатывает в Петрозаводске: кремация. Но для того, чтобы муниципалитет имел право выделить деньги на строительство крематория, численность горожан должна превышать миллион человек. Впрочем, как выяснилось, крематорий в карельской столице все-таки собрались строить – но это будет частный инвестор. По крайней мере, участок под это сооружение отторгован в апреле этого года, но пока за разрешением на строительство в мэрию никто не обращался. Но не стоит забывать, что в нашей республике можно взять участок под строительство одного объекта, а возвести совершенно другой, и все сойдет с рук.
Читайте по теме: «Как в Карелии вместо спорткомплекса построить торговый центр»
Мы в ближайшее время проверим информацию и расскажем, что за компания взялась за столь неоднозначный инвестиционный проект.
А пока жителям Петрозаводска, возможно, стоит подумать о том, чтобы обустраивать места захоронения прямо в микрорайонах, и делать из них парки. В Европе это уже почти норма. Да что там чуждая Европа: в карельской Сортавала, к примеру, старое лютеранское кладбище в центре города теперь стало популярным местом для прогулок.
Старое финское кладбище в Сортавала
Вот где есть о чем поразмышлять...
Автор: Максим Берштейн