Найти тему
Селия

О любви и меркантильности

-Что может быть хуже брака без любви?
-У меня брак без любви?
-Да. Если девушка все время думает о деньгах, которых у нее нет, на любовь у нее просто не остается времени!
(Диалог Лорелеи Ли и Дороти Шоу, «Джентльмены предпочитают блондинок»)"
Фото автор
Фото автор

Не утихают разговоры о женской меркантильности. О том, что женщинам только деньги нужны. Тут, конечно, вопрос интересный: а кому-то в этом мире не нужны деньги? Если здесь есть такие, шлите ваши деньги мне.

Но вот эта тема "полюбите меня самого, а не мои финансовые возможности" очень интересна. Где заканчиваются финансовые возможности и начинается сам человек? Не является ли материальное благосостояние человека отражением его личности?

Как жить с человеком, у которого нет денег и они ему "не нужны"?

Если окинуть быстрым взглядом литературу, что-то не могу припомнить примеров, чтоб прекрасный принц полюбил, к примеру, девушку в лохмотьях. Принц из Золушки влюбился вовсе не в оборванку, испачканную золой, а в шикарно одетую девушку, на которой была какая-то особенно дорогая обувь. При этом, он даже лица её не запомнил - за шмотки полюбил, наверное.

Принц из сказки "Ослиная шкура" и вовсе полюбил принцессу, но когда она же (та же самая девушка!) одета нищенкой, он не то что за женщину, за человека её не считает!

Даже у Островского в "Бесприданнице" бедная, но честная, девушка Лариса одета всё же очень хорошо - её мамаша старается. Потому что понимает: красота красотой, но на оборванку никто не позарится. И всё равно никто из обеспеченных поклонников не женился на ней. Потому что, у неё тупо нету денежек. А так-то девушка хорошая, красивая и очень порядочная. Но кому всё это нужно, если у неё нет "ресурсов"?

Если взять классическую английскую литературу, так там вообще всё по-серьёзному: каждый джентльмен видит, скорее, не девушку с её личными достоинствами, а приданное, которое за ней дают. В крайнем случае, связи. И если женятся на бесприданницах, то прямо открытым текстом говорят: "Я, конечно, знаю, что вы получите всего лишь пятьдесят фунтов в год, но уж так и быть, женюсь на вас". Или: "У вас нет денег, связей, вся ваша семья не умеет себя вести, но я так влюблён, что приходится жениться на девушке, которая настолько ниже меня". Вот вся любовь и весь романтизЬм.

Мистер Коллинз делает предложение
Мистер Коллинз делает предложение

-Как он может ухаживать за этой конопатой дурочкой?
-За ней наследство десять тысяч фунтов!
-Вот истинная добродетель!
...
-Хорошо бы кто-нибудь умер и завещал мне десять тысяч фунтов. Тогда б от офицеров проходу не было!" (Т/с "Гордость и предубеждение")

Даже романтичнейший Николай Ростов в итоге женился не на преданной ему, всю жизнь его любящей Соне, на которой он неоднократно обещал жениться. А на княжне Марье Болконской и её "активах". А подруга княжны Марьи некрасивая Жюли Карагина, достоинства которой неожиданно оценили молодые люди, сразу после получения ей богатого наследства? Какое удивительное "совпадение"! До её 27 лет за ней никто не ухаживал, а тут вдруг "попёрло".

А если посмотреть с другой стороны? Много ли девушек в той же литературе согласны выйти за "бедного, но честного"?

Взять один самых романтичных образов - Ассоль, ждавшую алые паруса. Она обоснованно считается девушкой "не от мира сего", но... а полюбила бы она Грея, если бы у него не было корабля и денег на красный шёлк для парусов? С другой стороны: а если бы на месте капитана Грея был не молодой красавчик с внешностью Василия Ланового, а, например, пятидесятилетний лысый пузатик? Она бы полюбила и такого - алые паруса же!

Ассоль и Грей
Ассоль и Грей

Та же Золушка почему-то мечтала о принце, а не о знакомом лесорубе, который привозит дрова. Даже принцесса Жасмин полюбила отнюдь не оборванца Аладдина, а человека, представившегося принцем, вообще-то.

Но разве можно всех перечисленных персонажей назвать меркантильными? Даже мистера Коллинза из "Гордости и предубеждения", который, вроде, и расчётливый, но едет к Беннетам с целью жениться на одной из дочерей, за которыми фактически ничего нет? И он отлично понимает, что женившись на одной из них, он будет вынужден обеспечивать и всех остальных, включая тёщу, в случае смерти мистера Беннета. Где же здесь меркантильность?

Та же Ассоль - она не полюбила бы того, у кого нет корабля и алых парусов, но можно ли назвать её именно меркантильной? Ведь она не за деньги полюбила Грея. А за его способность воспринять её мечту и воплотить её.

Лорелея Ли в исполнении блистательной Мерилин Монро из фильма "Джентльмены предпочитает блондинок" говорит как раз об этом в диалоге, который я вынесла в эпиграф:

  • а будет ли место для любви в семье, которой постоянно не хватает денег?

Если женщина всё время будет вынуждена думать, чем кормить ребёнка, она точно долго сможет сохранить любовь к мужу в своём сердце? А мужчина, который не может прокормить семью и видит это, долго ли будет влюблён в жену в лохмотьях?

Мы все - и мужчины и женщины - живём в материальном мире. И создать семью без ресурсов невозможно. Невозможно жить без денег. Невозможно жить с человеком, у которого нет денег и который не хочет их заработать, потому что они ему якобы "не нужны".

Финансы - одна из составляющих нашей жизни. Может, и не главная, но необходимая.

И если я вижу, как кто-то говорит: "Меня девушки не любят, потому что я бедный, а они все меркантильные" - мне это странно. Нет, тебя не любят не за то, что ты бедный. Тебя не любят, потому что ты не стремишься стать небедным. Или просто не способен на это. Ну, или позарился на Ассоль, а денег на алые паруса у тебя нет.