существо внутри нас
Картинка: потрескивает костёр, время от времени стреляя огоньками вокруг; глубокие неровные тени скользят по стенам пещеры; лица, обращённые к костру лишены осмысленности — их губы и щёки блестят от жира, глаза пусты, выражения — умиротворённые; слышна приглушённая возня из темноты, звуки отрыжки, иногда — игривый писк, часто — угрожающее рычание. Постепенно всё умолкает.
Ты сидишь такой же — сытый, довольный, глаза сами собой закрываются. Ты ощущаешь безопасность и приятное тепло внутри — от только что съеденной пищи, и от костра — греющего вытянутые, слегка гудящие ноги. Перед тем, как забыться во сне, тревожная мысль о завтрашнем дне и его суете слегка портит ощущение благости, но тепло в животе и приятная усталость не дают волнению завладеть разумом. Ты засыпаешь со вполне чётким и сформированным желанием: вот бы завтра не надо было ничего делать — ни гнаться и кидать камнями, ни прятаться и в страхе задерживать дыхание, ни часами блуждать, выискивая что-то, что можно съесть. Вот бы сразу было так, как сейчас — сыто, тепло, безопасно.
Вот это наевшееся, засыпающее в тепле, с довольной бессмысленной рожей существо — идеал, к которому стремишься ты (и я, конечно, и кто угодно, вообще говоря). Не тот ты, который думает стратегически, строит планы, мечтает, о высоком и прекрасном, а тот ты, который живёт в тебе с тех пор, как наши предки ютились в пещерах и гонялись за мамонтами.
Проблема в том, что состояние в котором жили первобытные люди было с ними очень долго (порядок называть не буду и не буду оперировать цифрами — это не моя сильная сторона), намного дольше, чем длился период цивилизованной жизни, известный нам по учебникам истории. Грубо говоря, дать по башке косуле, утащить её в пещеру, там зажарить и съесть, выполнив все пункты плана на сегодня — для нас намного, намного привычнее, чем рефлексировать о своей жизни, читать книги, строить карьеру.
И естественно, для жизни в пещерах существам требуются совершенно определённые способности, их цели тоже достаточно понятны, а всё естество стремится применить способности, чтобы достичь цели. И вот, всё это, крайне необходимое человеку из пещеры, то, без чего он бы не выжил ни дня — находится в нас и управляет нашими поступками и побуждениями. Для этого «существа» наши «высокие» побуждения, чаще — помеха, чем нечто важное.
К чему я веду? Думаю, что и так понятно: к проблемам, которые нам создаёт этот парень из пещеры. Но об этом — в следующих постах.